МААМ-картинки

Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГОС

Ольга Тишунина
Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа музыкального руководителя.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены соответствующие психолого-педагогические условия, которые подробно прописаны в образовательной программе МБДОУ №5.

.

3.1. Особенности организации образовательного процесса

Реализация Программы осуществляется :

- в процессе организованной деятельности с детьми (занятия,

Публикация «Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

- в ходе режимных моментов,

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах

детской деятельности,

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

3.1.1. Организованная образовательная деятельность с детьми (занятия)

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, праздниках и мероприятиях, в самостоятельной игровой деятельности.

Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.

Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В старшей группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени.

Продолжительность образовательной деятельности, максимально допустимый объем образовательной нагрузки, а также временной промежуток (первая или вторая половина дня, в который проводится организованная образовательная деятельность, определяются СанПиН 2.4.1.3049-13.

Максимально допустимый объем нагрузки организованной деятельности (Музыка) в соответствии с возрастом

п/п Содержание Наименование возрастных групп

1 Количество возрастных групп 3

2 Организованная

образовательная

деятельность «Музыка» вторая группа раннего возраста младшая группа средняя группа

продолжительность

занятия:

10 минут продолжительность

занятия:

15 минут продолжительность

занятия:

20 минут

3 Образовательная нагрузка неделя месяц год неделя месяц год неделя месяц год

2/10 8/10 72/10 2/15 8/15 72/15 2/20 8/20 72/20

20 мин. 1 ч. 20мин. 720 ч. 30 мин. 120 мин 1080 мин 40 мин 160 мин 1440 мин.

4 Праздники и

развлечения продолжительность

15-20 мин продолжительность

20-25 мин продолжительность

25-30 мин

Продолжительность занятий:

1 младшая группа – 10 минут.

II младшая группа – 15 минут,

Средняя группа – 20 минут,

Старшая группа – 25 минут,

Подготовительная группа – 30 минут.

Расписание организованной образовательной деятельности

по музыкальной деятельности

день

недели

группа

1 младш

2 младшая

средняя

Старшая

Подгот. Б

Подгот. А

Понед - к 8.50-9.00 9.00-9.25 9.30-10.00 10. 00-10.3 0

Вротник 15.45-16. 9.50-10.05

Среда - - - - -

Четверг 8.50-9.00 9.00-9.25 9.30-10.00 10. 00-10.3 0

Пятница 15.45-16. 9.50-10.05

Реализация образовательной деятельности «Музыка»

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности:

1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть.

Восприятие музыки.

Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть.

Игра или пляска.

Перспективное планирование образовательной деятельности представлено в (Приложении №1)

3.1.2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

При реализации образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, решение образовательных задач сопряжено с

утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и другими.

Направления

развития

ребенка Первая

половина

дня Прогулка Вторая

половина дня

Художественно-

эстетическое

развитие - Использование

музыки в

повседневной жизни

детей

- Самостоятельная

деятельность детей

по музыке,

художественному

творчеству

- Слушание

музыкальных

произведений

- Рассматривание

- Конструктивное

моделирование - Привлечение внимания

детей к разнообразным

звукам в окружающем

мире

- Наблюдение

- Игры, ситуации

общения

- Индивидуальная работа

- Использование

закличек, песенок - Музыкально-

художественные досуги,

праздники

- Театрализованная

деятельность

- Слушание

музыкальных

произведений

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.

Время звучания Режимные моменты Преобладающий

эмоциональный фон

8:00– 8:30 Утренний прием Радостно-спокойный

8:40– 9:00 Настрой на занятия Уверенный, активный

12:20– 12:40 Подготовка ко сну Умиротворенный, нежный

15:00– 15:15 Подъем Спокойный, оптимистично-просветленный

Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма восприятия музыки Организованная образовательная

деятельность Содержание деятельности

педагога

Активная Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная Педагог использует музыку как фон к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы на втором плане

3.1.3. Образовательная деятельность в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности

Самостоятельная деятельность детей, как одна из моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста - это:

- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

-организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Образовательная

область Самостоятельная деятельность детей

Художественно-

эстетическое

развитие Музыкальные игры в группе

Музыкально-дидактические игры

Самостоятельное музицирование, игра на детских музыкальных инструментах

Слушание музыки

Акапельное пение

Пальчиковые игры

Желание детей выступать перед родителями и сверстниками.

Планирование взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников представлено в приложении (Приложение №3)

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

(обязательная часть)

Наличие традиционных событий, праздников, мероприятий в детском саду - является неотъемлемой частью в деятельности дошкольного учреждения,

поскольку способствует повышению эффективности воспитательно образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Традиции направлены прежде всего на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов ДОУ, они играют большую роль в формировании и укреплении дружеских отношений между всеми участниками образовательных отношений.

Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют

чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников - необходимая и нужная работа. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие вместе с родителями и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

На этапе, когда детский сад только начинает функционировать, важной задачей является создание таких традиций, которые нашли бы отклик среди педагогов и родителей, и были бы интересны детям.

Запланированные мероприятия подробно прописаны в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования:

«От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

б) (часть, формируемая участниками образовательного процесса)

Запланированные мероприятия подробно прописаны в приложении (Приложение №2)

3.3. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.

В учреждении имеются следующие технические средства обучения и воспитания: музыкальный центр, телевизор, интерактивная доска, к использованию которых предъявляется ряд требований, а именно, необходимо избегать длительного применения ТСО в целях предотвращения утомления детей и рационально сочетать их с другими средствами обучения.

Визуальные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания, представленные в учреждении, включают: иллюстрации, наглядные

пособия, схемы, предметы и объекты природной и искусственной среды, а также мультфильмы, кино- и видеофильмы, презентации.

Программно-методический комплекс обеспечения музыкального образовательного процесса

Образовательные программы и технологии Методические пособия Наглядные материалы и аудио приложения

Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Парциальная программа «Ладушки» И. М. Каплунова И. А. Новосколь

цева. (вариативная часть,компонент ДОУ)

Произведения народного творчества Тамбовского края, которые могут входить в любой вид музыкальной деятельности (слушание, пение, ритмику, танцы, игры хороводы).

Музыкальные шедевры. О. П. Радынова. Сфера, 2010

Периодические издания: Музыкальный руководитель, Музыкальная палитра, Веселая нотка, Колокольчик,

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет/ Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет/ Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина Музыка – малышам. В. А. Петрова Методическое пособие по музыкальному воспитанию детей младенческого и раннего возраста. Москва, Мозаика-Синтез; Музыкальный сундучок : пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Наталья Щербакова. – М. : Обруч. и мн. др.

Левой – правой! Марши в детском саду Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений/ И. Новоскольцева, И. Каплунова (библиотека программы «Ладушки»)

Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений/ И. Новоскольцева, И. Каплунова (библиотека программы «Ладушки»)

Логоритмические занятия в детском саду. / М. Ю. Картушина. - Изд-во «Сфера»

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей (Дошкольное воспитание и развитие)/ З. Я. Роот

Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для первой младшей группы Картушина М. Ю. – М. : ТЦ Сфера

Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. - СПб. : «Музыкальная палитра»

Картушина М. Ю. «Времена года» дем. материал,

Мультимедийный материал, альбомы «Музыкальные инструменты» (1мл, 2 мл., средн., цветы, вертушки, полотна, султанчики, платочки, ложки, стуколки, бубны, трещетки, бубенчики, треугольники, маракасы

Аудио приложение «Праздник каждый день», «Топ-топ, малыши», электронные носители,

снежинки, ёлочки, звездочки, ромашки, полотна.

Предметное наполнение музыкальной развивающей среды

Дидактические игры Музыкальные игрушки

Примерный перечень музыкально-дидактических игр для развития :

Развитие звуковысотного слуха. «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».

Развитие чувства ритма. «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».

Развитие тембрового слуха. «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».

Развитие диатонического слуха. «Громко, тихо запоем», «Звенящие

колокольчики».

Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. «Будь внима-тельным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни». - Крупногабаритное пианино, гармошка. Инструменты должны быть соразмерны руке ребенка, не озвученные;

- Игрушки с зафиксированной мелодией – различные органчики, балалайки и т. д. ;

- Звуковые картинки с зафиксированной мелодией;

- Музыкальный волчок;

- Погремушки;

- Барабаны, бубны;

- Дудочки;

- Металлофон

аудиозаписи музыкальных инструментов

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

(вариативная часть)

Реализуемые программы :

Парциальная программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой является дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и составляет не более 40% от общей учебной нагрузки.

Выбрала эту программу потому, что именно она является уникальной, детально разработанной программой для знакомства детей с современным музыкальным материалом, введением необычных игровых моментов, сюрпризов, включением современных танцевальных композиций, пальчиковой гимнастики, использование компакт-дисков с красивыми аранжировками, с целью обогащения детей музыкальными знаниями и преставлениями.

Вариативная часть Программы сформирована рабочей группой ДОУ № 5 и обеспечивает:

- вариативность образования;

- отражает специфику конкретного образовательного учреждения;

- учитывает специфику региональных, национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется образовательный процесс,

- расширяет области образовательных услуг для воспитанников.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Реализация Программы осуществляется ежедневно:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми

(занятия,

- в ходе режимных моментов,

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах

детской деятельности,

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Компетенции музыкального руководителя

при работе с детьми

Знать историю развития музыкальной культуры в Тамбовском регионе и использовать эти знания в решении задач художественного образования воспитанников и их родителей. Стремиться к получению новых знаний о музыке : посещать концерты фольклорных коллективов; знакомиться с творчеством композиторов, собирать фонотеку музыкальных произведений. Адаптировать получаемую из разных источников информацию о культурно-исторических процессах, определивших развитие музыкального искусства родного края, для восприятия детей 3–7 лет.

Приобщать детей к музыкальному наследию родного края. Знакомить воспитанников с фольклором народностей родного края, произведениями местных композиторов, творчеством взрослых и детских музыкальных коллективов через прослушивание записей, просмотр видеофильмов, посещение концертов. Объяснять детям значимость творческого труда музыкантов – композиторов и исполнителей. Помогать воспитанникам увидеть красоту музыкального наследия родного края. Привлекать детей к совместной с воспитывающими взрослыми концертно-исполнительской деятельности. Создавать необходимые условия для отражения детьми полученных впечатлений от встречи с музыкой в разных видах самостоятельной деятельности.

Знать и применять новые методики и технологии для развития интереса детей к музыкальному искусству родного края. Разрабатывать творческие проекты и дидактические игры, медиапрезентации, которые помогут познакомить детей с музыкальным наследием родного края, современным творчеством композиторов и исполнителей.

Уметь выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия со специалистами учреждений культуры и искусства, имеющих богатые кадровые и информационные ресурсы (медиатека музыкальных произведений и др.). Ориентировать специалистов на особенности эстетического восприятия дошкольника и учет объема информации, который может быть им воспринят. Помогать специалистам отбирать информацию о тамбовских композиторах, исполнителях, доступную для восприятия дошкольников. При участии специалистов учреждений культуры и искусства, дополнительного образования организовывать для детей, педагогов и родителей встречи с музыкантами : композиторами и исполнителями. Совместно со специалистами отбирать музыкальный репертуар для детей.

Выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия с семьями воспитанников. Владеть информацией о запросах родителей воспитанников, уровне их компетентности в вопросах музыкального воспитания детей.

Ориентировать родителей на приобщение ребенка к национально-региональной музыкальной культуре. Организовывать вариативное художественное семейное/родительское образование (гостиные, клубы, семейный абонемент на посещение концертов и пр.). Самостоятельно и с помощью специалистов разрабатывать для родителей образовательные маршруты выходного дня. Показывать ценность воздействия семейных музыкальных традиций на становление и развитие, личностный рост ребенка; воспитывать у детей гордость за музыкальные способности родителей.

Поощать родителей за ответственное отношение к культурному наследию родного края и внимательное отношение к художественному воспитанию сына/дочери.

Знакомиться с фольклором народов Тамбовского края, произведениями поэтов и писателей Тамбовской области и использовать эти знания в решении задач художественного образования воспитанников и их родителей. Стремиться к получению новых знаний о литературе: знакомиться с богатым фольклором народов края, с историей развития книжной культуры, с творчеством современных поэтов и писателей области. Адаптировать получаемую из разных источников информацию о культурно-исторических процессах, определивших сохранение фольклорных традиций и развитие литературы родного края, для восприятия детей 3–7 лет.

Знакомиться с историей развития театрального искусства региона. Стремиться к получению новых знаний о театре: видах, характерных особенностях театра, истории возникновения театра кукол, театра юного зрителя, Музыкального театра и других театров в области. Адаптировать получаемую из разных источников информацию о театре для восприятия детей 3–7 лет, а также использовать имеющиеся и новые знания при решении задач художественного образования воспитанников и их родителей.

Оказывать поддержку и помощь реализации творческих замыслов детей при подготовке и показе спектаклей взрослым и сверстникам. Побуждать детей к импровизации, используя различные средства выразительности (речь, мимика, жесты, движения).

Знать и уметь применять новые методики и технологии для развития интереса детей к искусству театра, театрализованной деятельности воспитанников.

Работа с родителями

Выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия с семьями воспитанников. Владеть информацией о запросах родителей воспитанников, уровне их компетентности в вопросах художественного воспитания детей. Показывать родителям ценность использования возможностей домашнего и дворового театров для становления и развития отношений в детско-взрослом сообществе. Демонстрировать ценность совместного общения в театрализованной деятельности как альтернативу негативно влияющим на здоровье детей формам проведения досуга.

Предлагать родителям образовательные маршруты выходного дня, разработанные при участии педагогов-организаторов учреждений культуры и искусства.

Принимать помощь родителей в приобщении детей к искусству театра: участие в театральных мастерских, постановках спектаклей в детском саду; в организации посещений детских театров и пр.

Компетенции родителей

Знаком с музыкальными традициями региона, современными тенденциями развития музыкального искусства. Устремлен к получению новых знаний о музыкальной культуре родного края, принимает помощь педагога и специалистов в познании музыкального наследия; способен делиться своим опытом и знаниями в области музыкального искусства

не только с родными, но и с педагогами. Интересуется афишей концертов Осознает ценность приобщения сына/дочери к музыкальной культуре родного края. Совместно с ребенком посещает концерты взрослых и детских музыкальных коллективов, праздники; побуждает ребенка и других членов семьи обмениваться мнениями по поводу увиденного и услышанного. Понимает воспитательное значение семейных праздников, совместного домашнего музицирования, концертов и создает условия для их проведения. Ориентирует ребенка на ценность музыкального творчества. Поддерживает инициативу ребенка в исполнении знакомых музыкальных произведений, создании собственных.

Способен выстраивать взаимозависимые, осознанно-ответственные взаимодействия с педагогами дошкольного образовательного учреждения, которое посещает сын/дочь, при решении совместных задач художественного образования ребенка. При поддержке специалистов детского сада выявляет музыкальные способности сына/ дочери и создает необходимые условия для их развития: домашнее музицирование, пение и др. Уважает и поддерживает авторитет педагога в семье, понимает ценность его помощи.

Откликаясь на предложения сотрудников детского сада, а также учреждений культуры и искусства, дополнительного образования, включается в разнообразные формы художественного вариативного семейного/ родительского образования: семейные праздники в детском саду, музыкально-литературные гостиные, мастер-классы, концерты.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности

детей, в ДОУ осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников:

- знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей;

- информирование родителей о ходе музыкального образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток;

- совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах, к организации семейных праздников, семейного театра, к участию в детской музыкальной деятельности.

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания, в том числе технические, визуальные и аудиовизуальные.

Представлен программно-методический комплекс обеспечения музыкального образовательного процесса и предметное наполнение музыкальной развивающей среды.

Публикации по теме:

«Проектная деятельность музыкального руководителя ДОУ в соответствии с ФГОС» (из опыта работы) Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сосновский детский сад» «Проектная деятельность музыкального руководителя.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС  «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО» Ефименко Татьяна Валерьевна, музыкальный руководитель.

Презентация «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Ритмодекламация» Ключевая установка стандарта дошкольного образования - это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность.

Программа саморазвития музыкального руководителя Никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам.

Рабочая программа музыкального руководителя. 1 часть 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования определяет и регламентирует: Настоящая Рабочая.

Рабочая программа музыкального руководителя. 2 часть Структура музыкальной деятельности: слушание музыки,распевание, пение, музыкально-ритмические движения, танец, музыкальная игра, игра на.

Рабочая программа музыкального руководителя. 3 часть 3. Организационный раздел Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса В работе используются программы и методические.

Рабочая программа музыкального руководителя РАЗДЕЛ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным.

Рабочая программа музыкального руководителя Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №1 Нижегородская область г. Лысково Рабочая программа Музыкального.

Выступление на ГМО музыкальных руководителей «ФГОС до: новые подходы в работе музыкального руководителя» Музыкальный руководитель Байправ Т. Н. ТМБДОУ «Белоснежка»Заседание ГМО музыкальных руководителей 2017-2018 учебный год Руководитель: Байправ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 23 июля 2018 в 19:22
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тишунина (УИ 157999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД