елена заметина
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательных интересов в изучении лекарственных трав
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №46» муниципального образования города Братска
Ф. И. О педагога, должность Заметина Елена Александровна, воспитатель
Возрастная группа старшая
Дата проведения 24 сентября 2021г.
Тема «Таинство трав Сибири»
Культурная практика Познавательно-исследовательская деятельность
Культурно-смысловой контекст Оживить цветок ромашку при помощи семян
Публикация «Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательных интересов в изучении лекарственных трав» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Создать условия для формирования знаний детей о лекарственных растениях Сибири в познавательно – исследовательской деятельности
Задачи:
Обучающие: расширить представление детей о пользе и применении лекарственных растений для человека.
Развивающие : развивать речевую и познавательную активность, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. (без воды, земли и солнца семена не прорастут.)
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе.
Активизация словаря: настои, отвары, лекарственные растения, первозданный лес, луг, целебные травы, душица, тысячелистник.
Оборудование: мультимедиа, семена цветов, земля, горшки, клей карандаш, шаблоны, фито чай, музыка, гербарий, картинки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа Рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание - беседа с родителями о пользе витаминных, травяных растениях.
Этапы (последовательность деятельности)
Содержание деятельности
(методическое сопровождение)
Действия, деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1. Введение в ситуацию Игра – общение
- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться на нужно
Говорю тебе «Привет»!
Улыбнись скорей в ответ,
Все вставайте по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Звучат звуки волшебной музыки.
(входит фея).
Фея - Я рада приветствовать вас, в этом прекрасном месте. Давайте же поскорей познакомимся. Меня зовут фея Сибиряна. Мы живём в Сибири. Это красивый край со сказочной природой. У нас в Сибири много прекрасных мест.
Игровой тип мотивации
Исчезли все живые цветочки. Злая волшебница унесла их с собой.
Фея просит помочь ей вырастить новые цветочки.
- Поможете мне? Ответы детей
Я приглашаю вас на волшебную полянку, а пойдём мы на волшебную полянку, красивой змейкой.
Игровое упражнение
Мы шагаем друг за другом
Мимо речки, мимо луга.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головку приподняв.
Лес весенний увидали-
На полянку прибежали. Коммуникативная У детей создаётся положительный настрой на совместную деятельность
Проявление интереса, мотивация
Хотим узнать, куда исчезли цветочки и помочь разыскать их
2. Актуализация знаний и умений Создание условий для вариативной детской деятельности. (Анализ имеющихся знаний)
-Ну, вот мы и на волшебной полянке! Посмотрите, как красива природа Сибири! Давайте присядем и прочтем стихотворение.
Чтение стихотворения сопровождается фильмом о «Природе Сибири»
В краю чудес — краю Сибирском
Немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать своей!
И не сыскать красивей в мире
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и поля шири,
И буйный первозданный лес.
Здесь, даже просто воздух лечит,
Вздохнешь - и все тревоги прочь!
Сибирь с тобою мы навечно!
И в летний зной, и в хмурый дождь.
Нам по сердцу твои метели,
Морозы лютые зимой.
Любимый край берез и елей.
СИБИРЬ, мы рождены тобой (автор Светлана Шанова Токсюр)
А вы знаете какие-нибудь целебные травы? (ответы детей).
- Мать и мачеха
- чистотел
- Иван чай
Интерактивная викторина «Зеленая аптека»
Вопросы – ответы детей
- Ты натёр ногу в пути. Какое растение может облегчить боль?
- Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах и укусе насекомых?
- Каким лечебным свойством обладает мать -и- мачеха?
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
- Какое растение помогает от кашля?
- Какие растения помогут укрепить волосы?
что мы знаем о лекарственных растениях? Что было трудно? Где мы можем узнать больше о лекарственных растениях? /карта детских вопросов/
Физкультминутка «одуванчик».
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом. Коммуникативная
Двигательная
- Дети актуализируют свои знания о лекарственных растениях.
- Проявить умение делать простейшие выводы
- Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции
- Тренировать умение ориентироваться в пространстве, развивать внимание
3. Затруднение в ситуации Фея приглашает в свою мастерскую «Цветник»
Ребята, а почему мастерская называется «Цветник»? (потому что здесь выращивают цветы).
Метод разговора
Посмотрите, что это - семена лекарственных цветов, что с ними сделать, чтобы они выросли красивыми цветами? (посадить семена). А, что они сразу вырастут красивыми? Что нужно, что бы семена хорошо росли? /ответы детей, - ( Хороший уход: вода, тепло, свет и воздух.)
Семена все разные, давайте разделимся на три группы. Дети выбирают по – желанию /семена – ромашки, календулы, гвоздики/
«Пробное действие»
Дети вместе с Феей сеют цветы.
Фея: Мы сегодня с вами сделали очень хорошее, доброе дело, научились сажать цветы из семян. Вырастут наши цветы, будут украшать клумбы, очищать воздух, и радовать окружающих. Заваривать оздоровительный чай.
Игра «Лютики-ромашки»
Лютики-ромашки,
Розовые кашки,
Одуванчики и мята,
Вот присели все ребята.
Лютики-ромашки,
Розовые кашки,
Одуванчики и мята,
Повернулись все ребята,
Лютики-ромашки,
Розовые кашки,
Одуванчики и мята,
Поклонились все ребята.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами). Познавательно - исследовательская Активный поиск ответа на поставленный вопрос/ ответ/
- Проявить умение делать простейшие выводы
- Ощутить ситуацию успеха
- Активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми
4. «Открытие» нового знания Фея: На моей волшебной полянке есть музей «Здоровичок». Здесь нас ждёт много нового и интересного.
В нем хранятся целебные, лекарственные травы (Иван чай тысячелистник, душица виртуальная презентация «Помощники здоровья»).
Опыт с цветком:
У меня в музее есть чудо - цветок /Чай – роза/, (показываю его детям, если мы его опустим в воду и подождём, он раскроет свои лепестки.
Д/и «Собери цветочки» /закреплять название лекарственных цветов/
Фея: Ребята, а наш чудо - цветок распустился, давайте вернемся к нему и посмотрим. Нравится? Какой он? Давайте его, назовём, (дети придумывают название) Познавательно – исследовательская
Двигательная - Расширить знания о новых видах лечебных растений Сибири
- Умение экспериментировать, наблюдать
-Умение выражать свои мысли
5. Включение нового знания Звук колокольчика. Сюрпризный момент «Волшебная коробочка»
Фея: Ребята, посмотрите какая интересная, волшебная коробочка посмотрим, что в ней? (картинки цветов ромашки)
Фея предлагает превратить оживить их /фокус/
Продуктивная деятельность
Дети наклеивают семена ромашки на сердцевину цветка на картинке.
Готовые картинки убирают в волшебную коробочку.
Упражнение «Волшебные превращения цветка»
Звучит спокойная музыка.
Релаксационное упражнение «Солнечные лучики»
А сейчас встанем в круг. Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки, через пальчики, как лучики солнышка идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость уходит, мышцы отдыхают. Представьте животик, как мячик или шарик, на вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глазки. Улыбнитесь друг другу.
Фея предлагает детям достать из коробочки свои цветы /дети достают ромашки живые/. Познавательно - исследовательская
Изобразительная - Развивать художественно-творческие способности
- Совершенствовать умение доводить работу до результата, дорабатывать изображение
6. Осмысление Сегодня ребята, что мы узнали? Растения не могут выжить без воды земли и воздуха. Семена, каких цветов мы посадили? (ответы детей)
Воспитатель обращается к детям : «Вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что больше всего удивило вас в путешествии? Какие задания были для вас самые интересные? Что было самым легким? Что было самым сложным? Что вам больше всего запомнилось.
Ребята, скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали?
Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы! Коммуникативная
-Желание узнать больше о лекарственных травах
- Ощущение собственной значимости в исследовательской деятельности
- Закрепление полученных знаний