Ирина Карабанова
Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, является богатство его речи, поэтому мне, как учителю-логопеду, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей моих воспитанников.
Публикация «Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2019
В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной речи;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;
- развитие речевого творчества;
- формирование звуковой аналитеко-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии :
- технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Игровые технологии : «Играя – развиваем – обучаем».
В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Например, игры для обучения чтению, игры для развития лексико-грамматических компонентов речи, игры для формирования фонематических процессов.
- технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые технологии Воскобовича направлены на развитие познавательно-творческих способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры, которые я широко использую в логопедической деятельности на индивидуальных и групповых занятиях: «Четырёхцветный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур - затейник» и «Шнур - малыш», «Геоконт», «Игровизоры», «Теремки». Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных действий каждого ребенка. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.
- технология ТРИЗ направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.
- мнемотехника (техника наглядного моделирования) – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Есть замечательная «Дополнительная программа развития связной речи» к программе «Детство» Олеси Игоревны Ушаковой «Ознакомление с художественной литературой дошкольников». В этой программе ведё тся моделирование детских произведений: сказок, рассказов через условные обозначения.
- карты Проппа. В. Я. Пропп (фольклорист, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок. Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
- метод образовательных проектов в работе ДОУ. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаё т детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? Что мы узнали?
- здоровьесберегающие технологии. В своей работе уделяю много внимания этой технологии. Широко использую на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях - массаж, самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры для развития мелкой моторики рук и развития дыхания с использованием нестандартного оборудования. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как подготавливают речевой аппарат для правильного произношения звуков речи и требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Список использованной литературы:
1. Акулова О. В., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-составитель О. А. Зажигина - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 96 с.
3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf
4. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детейм 5-7 лет). СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 314 с.