Смирнова Ксения
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы,
которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ на тему „Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
• Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Цель работы по речевому развитию детей (ФГОС ДО) - обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения литературным языком своего народа.
Образовательная область «Развитие речи» включает:
• Развитие словаря
• Воспитание звуковой культуры речи
• Формирование грамматического строя речи
• Развитие связной речи
• Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
• Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки
Традиционные направления:
- Развивающая речевая среда
- Формирование словаря
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Связная речь
- Подготовка к обучению грамоте
Задачи развития речи :
- Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического
- Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога
- Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи
Принципы организации работы по развитию речи :
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
- Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
- Принцип развития языкового чутья («чувства языка»)
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языкаактивной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
- Принцип обеспечения активной речевой практики
Методы развития речи :
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- инсценировки;
- дидактические упражнения;
- пластические этюды;
- хороводные игры
Средства работы по развитию речи :
- Общение взрослых и детей
- Культурная языковая среда
- Обучение родной речи в ходе совместной образовательной деятельности
- Художественная литература
- Изобразительное искусство, музыка, театр
- Занятия по другим разделам программы
Факторы влияющие на речевое развитие ребёнка :
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы.
8. Разучивание стихов.
9. Рассказывание стихов руками.
10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.