Папки-передвижки

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ

Елена Кулагина
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоров.

В данное время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем своих детей видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться со сверстниками и с окружающими людьми. Особенно это тяжело детям с нарушениями речи, количество которых, очень возросло в настоящее время. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Речь тесно связано с двигательной активностью дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.

Публикация «Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

В настоящее время отмечается большой рост речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами речевых нарушений являются : большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, плохая экологическая обстановка и, немало важную роль играет педагогическая неподготовленность родителей. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из таких средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика, которая направленна на укрепление и сохранение здоровья детей, а также проведение коррекционной деятельности по устранению различных речевых нарушений.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики :

- обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;

- формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства.

Логоритмика, музыка и ритмика включают те виды деятельности в детском саду, которые, комплексно воздействуют на ребенка и способны включить «механизм самовыражения». Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Чем же отличаются и что объединяет эти три вида деятельности? Логоритмика направлена на развитие речи детей, она

углубленно разработана в области коррекционной педагогики, но при этом

обладает очень большим потенциалом в развитии дошкольников в различных направлениях, в том числе и в самовыражении. Музыка направлена на обогащение музыкальной культуры детей, ритмика — на развитие их двигательной активности. Все три направления связаны ритмом.

Исследования многих педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого самовыражения дошкольников. Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает

внешней структурой знака, то есть звуковой. Эльконин писал по этому поводу, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: восприятие звуков языка (фонематический слух) и произнесение звуков речи.

Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Логоритмические занятия направлены на развитие общей и мелкой моторики; на укрепление дыхательной системы; на регуляцию мышечного тонуса; на развитие слухового внимания и памяти, эмоций, мимики лица, на формирование артикуляционного аппарата.

Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами. Ведется планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.

Детская речь, пение, движение развиваются на основе подражания взрослым, через заимствование и воспроизведение. На занятии педагог придумывает увлекательный сюжетный ход с элементами новизны, игровая форма сочетается с использованием красочного, наглядного материала, всё это стимулирует потребность в общении, развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, рождает эмоционально-эстетический отклик. На каждом занятии сочетаются игры разной направленности. Смена видов деятельности позволяет удерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими связей между предметами и явлениями действительности. Самой эффективной формой реализации представленной системы работы по формированию саморазвития психологических механизмов речи являются логоритмические занятия и занятия, интегрированные различными видами искусства, проводимые в едином игровом сюжете.

Ещё один большой плюс логоритмических занятий, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку социализироваться в коллективе, находить общий язык со сверстниками, активно взаимодействовать со взрослыми и друг с другом.

Занятия логоритмикой проводятся для детей с одинаковыми речевыми нарушениями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, группы дошкольного учреждения посещают дети с различными речевыми нарушениями. Именно поэтому, предполагается особенный подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики, дыхательной гимнастики.

Для детей с ОВЗ важно совместить в одном занятии : речь-движение - частую смену деятельности - комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия.

Специалисты и воспитатели общими усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ. Воспитатели коррекционных групп проводят элементы логоритмики в течение дня, а именно:

- Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

- Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов (умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, закаливающие мероприятия, подготовка к НОД, речевые игры перед едой.).

- Логоритмические паузы на занятиях (физминутки).

- Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

- Подвижные игры с пением (на прогулке).

- Игры малой подвижности (в группе).

Наши ежегодные наблюдения показали, что занятия логоритмикой способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей с ОВЗ, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия с детьми с ОВЗ в системе коррекционной работы способствуют формированию психологических механизмов речевой системы, одновременному оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников, что дает возможность повысить результативность коррекционной работы и значительно сократить ее сроки.

Публикации по теме:

Консультация «Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников» «Игровая мотивация как одно из средств интеллектуального развития дошкольников» Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Имитационные игры как одно из средств развития дошкольников В. В. Плющева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», города Железногорска, Курской области Восприятие детьми.

Консультация «Музыка, как одно из средств физического развития детей» .

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Мастер-класс «Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников» Мастер – класс Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Цель: оказание помощи педагогам ДОУ.

Музыка, как одно из средств здоровьесбережения дошкольника «Укрепить здоровье человека в детстве– не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Оригами — одно из средств развития самостоятельной творческой деятельности детейОригами — одно из средств развития самостоятельной творческой деятельности детей Терентьева Татьяна Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 76» города Рязани Оригами - одно из средств развития самостоятельной творческой.

Плавание, как одно из эффективных циклических упражнений Длительные,равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего.

Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 11:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулагина (УИ 259418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД