Лариса Тарушкина
Современные технологии речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей – актуальная проблема, обусловленная значимостью связной речи дошкольников. Основной прием обучения – это использование рассказа педагога. Но дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, их рассказ беден выразительными средствами, лексический запас слов мал, в тексте практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Публикация «Современные технологии речевого развития детей» размещена в разделах
Но одним из главных недостатков является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет только что услышанное. За одно занятие ребенку приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Этот вид деятельности ребенку становится скучным и неинтересным, он начинает отвлекаться. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу необходимо побуждать ребенка к речевой деятельности и стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Поэтому необходимо большое внимание уделять речевому развитию и эффективным игровым технологиям речевого развития ребенка.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.
Такими средствами являются технологии речевого развития :
• Технология ТРИЗ
• Мнемотехника
• Моделирование
• Технология синквейна
• Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок)
• Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной
• «Обучение составлению творческих рассказов»,
• Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой
• Технологии обучения образной речи
• Технология обучения составлению загадок
• Технология обучения составлению сравнений
• Логоритмика
• Технология обучения составлению метафор
• Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
• Минидраматизации, инсценировки
• ТРИЗ технология.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
ТРИЗ это уникальный инструмент для:
- поиска нетривиальных идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.
Основные функции ТРИЗ
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
• Мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют:
- обогащение словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- в пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
• Моделирование.
Знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Моделирование – это способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Методы моделирования:
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
• Технология синквейна
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы:
Подбор слов-предметов.
Подбор слов-действий, которые производит данный объект.
Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
Подбор слов – признаков к объекту.
Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.
• Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется сказкотерапия. Развитие речи сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
Обучение преодолению страхов и трудностей.
Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
«Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);
«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
«Введение в сказку новых атрибутов, героев».
И другие технологии речевого развития дошкольников.