Евгения Пономарёва
Технологии и методы развития связной речи в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходят значительные перемены в формировании личности ребё нка: изменяется его образ жизни, содержание и формы его общения с другими людьми. Развитие речи является одним из главных приобретений ребёнка. Уже в дошкольном возрасте ребёнку важно, чтобы его понимали, и чтобы он понимал других людей. Развитие речи детей одна из важных проблем, а одно из проблемных направлений – именно развитие связной речи, так как даже в старшем дошкольном возрасте многие дети имеют недостаточный словарный запас, не могут грамматически правильно составить предложение, самостоятельно придумать рассказ. А ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы успешного обучения и образованности в целом.
Публикация «Технологии и методы развития связной речи в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В обмене информацией, представлениями, идеями, интересами, настроением, чувствами, помогают детям коммуникативные навыки. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие диалогической речи.
Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования монологической речи. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет детям говорить связно.
Пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Поэтому для развития диалогической речи я с детьми провожу коллективные беседы, например «Что вы видели по дороге в детский сад», «Чем больше всего вам нравится заниматься в детском саду», «Что больше всего вам понравилось на прогулке, на празднике …» и т. п.
Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. Именно такие дети больше нуждаются в развитии диалогической речи. Для таких детей более результативен игровой метод, так как даже необщительный, замкнутый ребёнок включается в игру, ведёт диалог с другими детьми и с воспитателем.
Например, словесная игра «Угадай свою маску».
Воспитатель одевает ребенку маску так, чтобы ребёнок не видел, кто на ней изображён. Ребёнок задаёт каждому из детей вопрос, чтобы угадать, кто изображён на маске. Дети отвечают. Причем по правилам игры нужно постараться так задать вопрос, чтобы ответить на него можно было не только да или нет, а дать более развёрнутый ответ.
В работу по развитию диалогической речи включаю игры-ситуации, например «Вызови скорую помощь», «Волшебные слова» и др., сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Театр». и др., обыгрывание сценок из литературных произведений.
Развитие монологической речи.
Монологическая речь в отличии от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монолог имеет три основные формы: описание, повествование, рассуждение.
Для развития такой формы монологической речи, как описание, я использую такие игры, как «Угадай, кто я», «Угадай по описанию», «Найди предмет, о котором я расскажу» и т. п.
Например. игра «Угадай, кто я».
Ребёнок смотрит на изображение и составляет описательный рассказ от первого лица. (Я зимой белый, а летом серый. Я пушистый. У меня длинные уши и короткий хвост). Дети угадывают.
Для развития монологической речи я использую итоговые беседы во время рассматривания творческих работ детей. Каждый ребёнок рассказывает о своей работе. Потом желающие высказывают своё мнение о работах друг друга. В такой беседе дети учатся участвовать в диалоге, а также осваивают такую форму монологической речи, как повествование и рассуждение.
Особой формой работы для развития связной речи детей является комментированное рисование. Смысл этой работы заключается в общении детей и воспитателя о содержании несложных изображений, которые дети создают совместно с воспитателем на доске или листе ватмана. Темы могут быть разные. Например, «В зимнем лесу», «В волшебном лесу», «Дом нашей мечты», «В волшебной стране», «Разноцветная страна», «Удивительное животное», «Нарисуем сказку» и т. п. Воспитатель советуется с детьми по поводу изображений. После того, как рисунок закончен, каждый ребёнок может индивидуально рассказать о своей идее, воплощённой воспитателем в рисунке. Эта форма может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой и в коллективной работе с детьми. Она может решать несколько задач развития как диалогической, так и монологической речи. Так как в процессе рисования дети вступают в диалог с воспитателем и другими детьми. После дети могут составить по рисунку описание, повествование или рассуждение.