Ирина Сычева
Консультация «Театрализованная деятельность в жизни слабослышащих детей» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в группе для детей с нарушением слуха. Группу посещают дети разного возраста (от 2 до 6 лет) и разного уровня развития.
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха значительно осложняет социальное развитие детей. Почему? Если говорящие дети представления об окружающем мире, о самом себе, об окружающей действительности получают при общении друг с другом, со взрослыми, то для детей с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей, формирование нравственных представлений и чувств. Дети дошкольного возраста с нарушением слуха испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями в овладении психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой. Многие малыши, поступившие в детский сад, очень тяжело, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Исходя из опыта работы со слабослышащими детьми, считаю, что наиболее эффективной формой воспитания и обучения, социальной адаптации является театрализованная деятельность, так как слабослышащие дети особо чутко реагируют визуально: на содержание картинки, движение, язык телодвижений и мимики.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело проявленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать обобщения и выводы.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно формируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, его интонационный строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне оказывать позитивное влияние на детей.
Исходя из актуальности данной проблемы, я выбрала тему личного творческого образования «Роль театрализованной деятельности в социальной адаптации детей с нарушениями слуха», наметила определенную систему своей дальнейшей работы.
На начальном этапе работы я изучила имеющуюся литературу для детей с нарушением слуха по данной теме, но столкнулась с тем, что недостаточно доступного материала, отражающего роль театрализованной деятельности в социальной адаптации детей «в чистом виде», то есть с конкретными методами, приемами и этапами работы. Учитывая этот факт, мне пришлось адаптироваться под литературу по данной проблеме, которая была предназначена для воспитания и обучения говорящих детей.
Данный изучаемый вопрос потребовал не только подкрепления с методической стороны, но и появилась необходимость пересмотра предметно-развивающей среды. Для этого мне пришлось пересмотреть содержание центра театрализованной деятельности и дополнить его различными видами театра.
Например, «Театр картинок» :
Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получают больше удовольствия, видя двигающиеся, действующие картинки-персонажи. Для этого я вырезаю картинки, раскрашиваю их и укрепляю на подставках. Картинки, дома, деревья, кусты или обстановка комнаты расставляются на столе, как на сцене, и между ними под чтение текста передвигаются действующие лица. Персонажи могут ходить по сцене, встречаться друг с другом, останавливаться, разговаривать, уходить со сцены. Такое представление не лишено театральности. Вместе с тем оно, несомненно, помогает более яркому восприятию художественного произведения.
Театр картинок – иллюстрированный театр. В нем показывают не пьесы, а обычные не инсценированные литературные произведения, в которых сохранен авторский текст, облегчающий маленьким зрителям понимание того, что им показывают.
Театр картинок я использую для работы с детьми двух-трех лет, которые с радостью смотрят сказку про упрямых козликов, про ёжика и его узелок, который оказался на шапке гриба, про утят, которые испачкались в трубе и многие другие.
Хорошо подготовленный спектакль картинок всегда радует детей и содействует их общему развитию и эстетическому воспитанию.
Самым любимым театром для неслышащих детей является «Театр Петрушек» - это куклы, которые одевают на руки при чтении сказки, рассказа при показе небольших сценок.
Это куклы, изображающие людей – бабушку, дедушку, девочку, мальчика, и куклы-животные: зайчик, мишка, собака, кошка, лиса, волк.
У куклы-петрушки нет туловища: его заменяет рубашка-перчатка и рука кукловода, на которую она надевается. Куклы в этом театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
Немалый интерес вызывает у детей теневой театр. Теневой театр – распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений я осуществляю в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут последовать в кувшин-теремок. Также дети с удовольствием смотрят сказку «Колобок», «Лиса и кувшин».
Для расширения возможности теневого театра делаю несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяю характерные черты (нос, шарф, волосы и так далее).
Часто использую один из вариантов теневого театра, когда силуэты получаются от фигур людей. Также, как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким – очень яркая лампа, которая ставится в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Дети любят разыгрывать сценки-импровизации, шутить, веселиться. Для создания комического эффекта даю надеть детям смешные головные уборы, длинные носы, пышные бороды.
В зоне театрализованной деятельности не обходимся без настольного театра игрушек. Игрушки производят на детей сильное и глубокое впечатление. Малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
Дети моей группы постоянно принимают участие в «Театре Моды», где дети демонстрируют одежду для отдыха, пляжные костюмы, бальные платья и т. п.
Незабываемое впечатление оставляет у детей сцена городского театра, где дети показывали свое мастерство танца, этюда, участвуя в массовых городских мероприятиях.
Отталкиваясь от моей темы, я занимаюсь подбором сказок с учетом индивидуальных особенностей детей моей группы. Эти сказки должны быть доступны по содержанию и должны отражать реальную действительность окружающего мира, например «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Теремок», совместно с учителем-дефектологом был изменен текст сказки. Неслышащий ребенок, понимающий все буквально, и не умеющий мыслить абстрактно, с трудом разграничивает понятия «было, не было», поэтому мы с учителем-дефектологом максимально упростили, приблизили к обиходному языку содержание текста сказок. Вместе с детьми были составлены «книжки-малышки», где отрабатывали каждое слово, предложение, фразу. Например, при чтении сказки «Колобок» заранее попросили на кухне испечь шарики-колобки. На столе установили домик, самодельные ёлочки и игрушки-персонажи (сразу даем таблички, повторяем знакомые слова). В это время просматриваем книжки с картинками, потому, что театр будет только сегодня, а книга останется на каждый день и в ней должно быть все понятно.
Социальная адаптация детей со сниженным слухом в массовом дошкольном учреждении невозможно без активного участия родителей. В индивидуальных тетрадях были даны задания по ознакомлению детей с содержанием сказки дома, с родителями. По ходу проводимой работы родители заинтересовались и стали предлагать свою помощь, которая заключалась в изготовлении атрибутов, в пошиве костюмов.
Следующим этапом моего самообразования была разработка картотеки занятий по театрализованной деятельности и перспективное планирование на год по развитию социальной адаптации через театральную деятельность (Приложение № 1, 2).
В силу образно-конкретного мышления неслышащих детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержанием этих произведений. Увиденное и пережитое в театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать увиденное друзьям, родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребенка (чувств, переживаний и эмоциональных открытий, приобщает его к духовному богатству. Театрально-игровая деятельность учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театрализованные игры способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи детей.