Наталья Бупер
«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста». В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
Публикация «„Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста“, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Так как наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, я стала в своей работе включать игры и игровые упражнения, которые повышают эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. И как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных. Особенности психического развития наших детей : неустойчивость внимания, сниженная слуховая и зрительная память, трудность при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, речевые нарушения, все это определяет подбор театрализованных игр, которые я строю на материале сказок.
Музыкальные сказки пользуются у детей большой любовью. С большим удовольствием ребята перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.
Постановка сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок и звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.
Мы поставили сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Дело было в лесу» - музыка и либретто Л. Олифировой. С большим интересом ставили оперу-сказку «Муха-Цокотуха» на музыку М. Красева ; «Гуси-лебеди». В сюжет музыкальной сказки включили русскую народную музыку. Очень запомнилась всем постановка сказки «Айболит на новый лад» В этой постановке принимали участие дети всей группы. Но, пожалуй, самая любимая сказка - «Кошкин дом» по мотивам С. Маршака. Её мы ставили не один раз.
Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми, - содействовать развитию творческой и разносторонней личности дошкольника, способной сочувствовать и сопереживать окружающим людям, формировать у детей основы музыкальной, художественной и эстетической культуры средствами театрального искусства.
Важнейшим в театрализованных играх является процесс творческого переживания и воплощения, чем даже конечный результат: спектакль. Поэтому на репетициях я побуждаю детей к самостоятельному поиску выразительных особенностей для своего героя, используя мимику, жест, песенные, танцевальные импровизации.
На музыкальных занятиях я часто использую «Этюдные тренажи», которые помогают развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие.
В подготовительной к школе группе дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх и с большим удовольствием сами перевоплощаются в сказочных персонажей.
Свою работу я веду в тесном контакте с учителем-логопедом – Уроженко Ольгой Львовной и воспитателем Поповой Натальей Николаевной. Так как дети не могут сразу овладеть в полном объеме творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх, речь воспитателя служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как она говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения, стараются чувствовать интонации. Логопед рекомендует различные упражнения, в процессе выполнения которых, возрастает творческая активность детей.
Вместе с учителем-логопедом и воспитателем мы выбираем сказку, которую хотим поставить, учитывая интересы и знания детей. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в записи. Проводим с ребятами беседу, помогая вникнуть в суть поведения персонажей.
Я предлагаю прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Затем воспитатель вместе с логопедом разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи. При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей и их возможности. Роли часто дублируем. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищам и по- своему создать сказочный образ. И так как дети знают все роли – любой может заменить товарища, если он заболел.
Музыкальная сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
Сказка "Айболит"
Сказка "Кошкин дом"