Наталия Антонычева
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад куколь-
ного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Публикация «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Театрализованные игры дошкольников можно на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы и персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонации, мимику, пантомимику.
Л. В. Артёмова предлагает следующую классификацию режиссёрских игр.
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда – книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги.
Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Л. В. Артёмова выделяет также несколько видов игр – драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы рук и надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.