олеся пекина
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство
всестороннего развития детей раннего возраста
Аннотация: в нашей статье говорится о том, как с помощью театральных игр можно научить ребенка выделять прекрасное, отличать добро и зло. С помощью сказок у ребенка развивается культура речи, активизируется словарь, память и мышление.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Ключевые слова: театрализованная деятельность, дошкольники, ранний возраст, игра, эмоциональное выражение.
Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний возраст.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки и выражения эмоций, впечатлений, переживаний (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин).
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка : формирование мотивационно – потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка, произвольного поведения, эмоциональное развитие (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова). Большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает интерес к литературе, музыке, побуждает к созданию новых образов, к мышлению, совершенствует навык воплощаться в игре.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства : радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
Дети раннего возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, речевое развитие. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка для детей раннего возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование
качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-
либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе,
застенчивость.
Знакомство детей раннего возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, можно отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Для детей раннего возраста самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей раннего возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным.
Таким образом, в заключении отметим, что театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.
Список использованной литературы.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. №4 – 2005 – 24с.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М. 2009 – 128с.
3. Белобрыкина О. А Волшебный мир домашнего театра. М., 1999 – 189с.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. №6 – 1966 – стр. 62-68.
5. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 –5 лет. М., 2011 – 256 с.
6. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. №2 – 2001
7. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М., 2001- 194 с.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001 – 128 с.
9. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. - метод. Пособие; Великий Новгород, 2006 – 126 с.
10. Микляева Н. В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ. М., 2005 – 96 с.
11. Петрова Т. И., Петрова Е. С., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2004 – 127с.
12. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр// Дошкольное воспитание. №6,10, 12 – 1997
13. Ушакова О. С. – ред. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2008 – 80с.
14. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М., 2008 – 144с.