Воликова Наталья
Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста».
Автор проекта: Воликова Наталья Николаевна – воспитатель группы раннего возраста.
Тип проекта: позновательно – творческий, групповой.
Продолжительность: долгосрочный – с1 ноября 2018 г. по 31 мая 2018 г.
Участники проекта: дети, воспитатель, музруководитель, родители.
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Возраст детей: 1.6 до 2 лет.
Актуальность проекта: Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, из привычной, родной, тёплой семейной обстановки, по возможности, легко и безболезненно необходимо создать такие благоприятные условия для преодоления сложностей в освоении новых требований, четкого распорядка дня, другого режима сна и бодрствования, непривычной еды, иного стиля общения со взрослыми и сверстниками,
которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Как известно, социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе).
Социализация ребенка раннего возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.
Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя, соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями.
Социализация ребенка дошкольного возраста – ответственный и часто трудный процесс. Однако важно понимать, что ее значение огромно для будущей адаптации человека в обществе.
Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.
Занятия театральной деятельностью помогают развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В процессе театрализованной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Я считаю, что тема:" Театрализованная деятельность как средство социализации детей раннего возраста" – в настоящее время является особо актуальной, так как успешная социализация ребенка – это часть его социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями.
Цель проекта: Познакомить детей раннего возраста с русскими народными сказками, через театрализованную деятельность,
создать благоприятные условия для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада,
способствовать развитию творческих и речевых способностей детей раннего возраста,
формировать и расширять представление о театрализованной деятельности у детей.
Задачи проекта:
• создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
• формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
• развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей — выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки
• воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия выдержку, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
• привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• взаимодействие с родителями, направленное на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры:
• театр бибабо:
• стендовый театр
• пальчиковый театр:
• сюжетные картинки.
• дидактические игры: «Кто? Какой? Что делает?», «Кто что ест?», «Расскажи сказку по картинкам», пазлы "Любимые герои сказок",
• атрибуты к подвижным играм «Наседка и цыплята», «Коза-дереза», «Огуречик-огуречик», «Мишка косолапый»,
ТСО.
Основные требования к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Форма работы с детьми и родителями:
- индивидуальная,
- групповая.
Этапы реализации проекта:
Вводный:
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.
• Пополнение предметно-развивающей среды группы.
• Составление перспективного плана мероприятий проекта.
• Разработка перспективного плана по взаимодействию с семьями, имеющими детей раннего возраста.
• Разработка конспектов консультаций для родителей.
• Разработка информационного материала для родительского уголка.
• Разработка анкет для родителей.
• Разработка перспективного плана игр-занятий.
• Разработка конспектов адаптационных игр-занятий.
Основной
1. Проведение театрализованных игр: «Давайте познакомимся», «Ходит осень по дорожке», «Мы играем и поём», «Мы водили хоровод», «Заходите в гости к нам», «В гости пальчики пришли».
2. Игры - имитаций отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
3. Игры - имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
4. Игры - имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
5. Игры-импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
6. Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
7. Игры-импровизации по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
8. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
9. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьёй», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
10. Инсценировка сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь» с помошью разлиных видов театров.
Итог проекта:
• Презентация «Социализация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности».
• Презентация дидактического пособия «В прекрасном мире сказок».
Литература:
• А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
• Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)».
• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет»
• Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей».
• Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева «Планирование образовательной деятельности в ДОО (первая младшая группа)»