Ольга Медвецкая
Театральная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Выступление на республиканском семинаре
«Организация образовательного процесса в группах раннего возраста»
Тема: «Театрализованная деятельность – как средство речевого развития детей раннего возраста»
Подготовил:
Медвецкая Ольга Александровна,
воспитатель
Усть-Абакан, 2019
Публикация «Театральная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Театрализованная деятельность – как средство развития речи детей раннего возраста»
Слайд 1 Титульный
Для детей раннего возраста одной из главных задач образовательной деятельности является развитие речи. Огромную роль для речевого развития детей имеет театрализованная деятельность, она помогает раскрыться самым необщительным и скованным детям.
Слайд 2
Театрализацию мы используем в разных видах деятельности : в образовательной деятельности, организации игровых ситуаций, подвижных игр, в режимных моментах.
Слайд 3
Театрализация вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Слайд 4
В театрализованной деятельности наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя. Дети 2 лет с большим удовольствием изображают прыгающих зайчиков, шагающих вперевалочку медвежат. Дети начинают подражать, воспроизводить услышанное, понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт. Как следствие хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши очень быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной.
Слайд 5
Для того чтобы организовать театрализованную деятельность необходимо создать условия - Обогатить предметно – пространственную среду.
В центре театрализации размещается настольная ширма, набор шапочек-масок для инсценировки русских народных сказок. Представлено многообразие видов театра : кукольный, плоскостной, пальчиковый, картонный, настольный, театр резиновых и деревянных игрушек, театр «би-ба-бо», театр на палочке, на ложке и т. д.
Слайд 6
Нами создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». Мы постоянно пополняем детский театр новыми персонажами.
Слайд 7
Большой интерес у детей вызывает центр ряженья, созданный с целью стимуляции сюжетно - отобразительной игры и развития творческих способностей. В центре представлены сарафаны, юбочки, ленточки, необычные шапочки, кепки, веночки, бусы, сумочки, костюмы животных и т. д.
Подобрано большое количество художественной литературы (потешки, русские народные сказки, стихи, произведения программного содержания, наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию.
Слайд 8
На начальном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, песенок, стишков, потешек).
Во время режимных моментов мы обыгрываем потешки. Их легко можно инсценировать даже когда дети еще не владеют активной речью. Они изображают движения действующих лиц или выполняют действия с игрушкой.
Например, чтение потешки «Водичка, водичка…», обогащает словарный запас; идет освоение ласковых обращений (щечки, носик, водичка, воспитываются культурно – гигиенические навыки – сначала кукла показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем, затем дети сами воспроизводят действия.
Используем персонажи – игрушки во время адаптации. Например, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывает у детей положительные эмоции. Рассказывание русских народных сказок, показ кукольного, настольного и пальчикового театра отвлекают детей от капризов и воспоминаний о том, что мамы нет рядом.
Слайд 9-10
Знакомим детей со сказками «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др. при повторном чтении учим детей выполнять соответствующие действия, повторяя за нами строки текста. Формируем умение передавать мимикой, жестами, движением основные эмоции героев.
Самым любимым театром детей является настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками – персонажами. Однако, дети в этом возрасте не могут развивать и обыгрывать весь сюжет, так как им не доступен опыт игровых действий. Все фразы мы с детьми повторяем несколько раз, стараемся обыграть, передаем характер лисы, волка, медведя, мышки и т. д.
Также маленькие детки очень любят играть с пальчиковым театром. Героев ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, у него развивается мелкая моторика, воображение, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, он учится передавать настроение и характер персонажа.
Слайд 11 Спасибо за внимание
В заключение необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствуют не только развитию речи ребенка, но и тесно связана с умственной деятельностью : работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность, как и развитие речи у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача создать условия для её проявления и развития.