Татьяна Черкашина
Мастер-класс для родителей «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Основанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) служит организационная модель образовательной деятельности, переходящая в самостоятельную детскую деятельность. Так развивается дошкольный опыт, полученный в процессе совместной работы детей и педагога и трансформированный в самостоятельные практические опыты.
Самостоятельность как личностное качество входит в число наиболее значимых результатов освоения образовательной программы на этапе дошкольного детства. В тоже время воспитание самостоятельности вне связи с семьей затруднено, в связи с чем, важно повышать уровень компетентности родителей в данном вопросе.
Цель мастер-класса: содействие повышению уровня компетентности родителей в вопросе воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
1. Актуализировать представления о самостоятельности.
2. Раскрыть причины трудностей в воспитании самостоятельности.
3. Формировать умение воспитывать самостоятельность у детей.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация.
Ход мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный этап.
Ведущий приветствует родителей и говорит вводное слово: «Уважаемые родители, каждый из вас для своего ребенка, безусловно, желает всего самого наилучшего. В современном мире часто это связано с желанием как можно больше дать ребенку внимания, заботы, подарков, оградить ребенка от каких-либо трудностей. Но в этом есть и свои подводные камни. Одним из них является развитие самостоятельности. Вероятно, многие из вас задумывались над тем, что вы в возрасте ваших детей самостоятельно делали гораздо больше действий, чем делают дети сейчас. Либо вы замечали э на других детях, что у них самостоятельность проявляется в меньшей степени.
Вместе с тем, самостоятельность является одним из самых значимых личностных качеств, поскольку подразумевает готовность и способность самостоятельно решать различные жизненные задачи без помощи другого человека, определяя для этого цель, необходимые действия, выполняя их и достигая результата. Во взрослой жизни самостоятельность является одним из тех качеств, которые выступают залогом достаточно успешной социальной адаптации и преодоления жизненных трудностей. Вместе с тем, многие ученые отмечают, что у современных детей самостоятельность, как качество, развивается хуже и гораздо медленнее, чем у поколений детей 30-40-летней давности. Это связано с тем, что в нашем обществе изменились ценностные ориентиры воспитания, изменились общие условия жизни, в которых, с одной стороны, достаточно возрос комфорт, и он снизил необходимость для совершения многих действий, в которых раньше родителям помогали и дети тоже, с другой стороны, он создал и условия для гиперопеки детей, ограничения их от многих опасностей.
Мини-дискуссия
Как вы считаете, важно ли воспитывать самостоятельность у ребенка и сложно ли это делать? (родители обсуждают с педагогом обозначенные вопросы).
Ведущий: В связи с тем, что многие из Вас соглашаются, что развитие самостоятельности не простой процесс, есть необходимость расширить свои знания и умения по данному вопросу, овладеть рядом методов и приемов, которые в этом помогут. Сегодняшний мастер-класс направлен именно на это. В его рамках мы рассмотрим целый ряд ситуаций, которые позволят вам проанализировать, как именно вы содействуете развитию самостоятельности ребенка, какие еще методы и приемы вы сможете использовать в процессе воспитания.
2. Основная часть.
Ведущий: Предлагаю вам начать с обзорной информации о том, что такое самостоятельность и каковы ее механизмы. Ранее я уже говорила о том, что самостоятельность является значимым личностным качеством. Как качество, она формируется постепенно, и на этот процесс влияет получаемый ребенком опыт, знания и формируемые у него умения. Когда ребенок только учится что-то делать и у него еще не все получается без помощи взрослого, он затрудняется самостоятельно применять новые действия. Но постепенно, по мере повторения определенных действий, у ребенка необходимость в помощи взрослого отпадает. О чем это говорит? Что основной механизм развития самостоятельности состоит в движении от знаний и умений, приобретаемых ребенком в процессе обучения, к самостоятельному действию. Для того, чтобы ребенок мог сам выполнять какое-то действие, вначале мы должны его научить. Например, когда ребенок не умеет шнуровать обувь, вначале мы обучаем его этому, и несколько раз, пока у ребенка формируется необходимый навык, мы оказываем ребенку помощь разной степени в этом процессе. Постепенно, по мере того, как мы видим, что ребенок справляется самостоятельно, важно нашу помощь заменять на ответственность и самостоятельность действий самого ребенка. Но на практике так бывает не всегда. Достаточно часто родители упускают момент, когда ребенок уже имеет сформированный навык и, желая проявлять о нем заботу, продолжают выполнять какое-то действие за него. А что на самом деле негативно сказывается на развитии самостоятельности? А именно, у ребенка в этот момент происходит блокирование потребности выполнять самостоятельно. Поскольку ребенок видит, что в этом нет необходимости, за него это действие выполняет взрослый. Это важный момент, на который необходимо обратить внимание в первую очередь.
Сейчас давайте рассмотрим ряд ситуаций и на их примере определим, какие ошибки возникли в процессе развития самостоятельности у ребенка» (приводятся примеры трех ситуаций и их коллективное обсуждение).
Примеры:
Ситуация 1. «Мама приводит сына в детский сад, она спешит на работу. Мальчик умеет раздеваться сам, но мама помогает ему, нервничает, что опоздает, сердится на ребенка».
Ситуация 2. «В детском саду готовится конкурс поделок. Мама обсуждает с дочкой, какую поделку выбрать. Девочка пробует предложить свои идеи, а мама не дослушивает ее и настойчиво свою идею дочке доносит. В результате почти всю поделку мама сделала сама, дочка участвовала мало».
Ситуация 3. «Сын просит папу показать, как построить из конструктора автобус. Папа с увлечением берется собирать автобус и не обращает внимание на то, что сын просил показать, не собрать автобус вместо него».
Обсуждение ситуаций, выявление ошибок в воспитании самостоятельности.
Ведущий: Далее предлагаю вам рассмотреть алгоритм, на основе которого на практике мы отработаем пути и приемы развития самостоятельности у ребенка.
Ведущий предлагает родителям следующий алгоритм развития самостоятельности:
1. Привлечение внимания ребенка к какому-либо действию, которым ребенок еще не владеет в полной мере.
2. Обучение ребенка этому действию.
3. Возвращение к этому действию в подходящих ситуациях и закрепление с ребенком первоначального навыка.
4. Побуждение ребенка к самостоятельному выполнению действия, которое он уже умеет делать сам с условием оказания помощи в случае необходимости.
5. Самостоятельное выполнение ребенком действий при напоминании или побуждении взрослого.
6. Создание ситуаций, при которых ребенку необходимо воспроизвести самостоятельно данное действие.
Работа в группах
Далее ведущий предлагает родителям на примере ситуации по данному алгоритму в группах (2 группы) разработать последовательность формирования конкретных навыков самостоятельной деятельности:
1 группа-научить ребенка застилать постель;
2 группа-научить ребенка убирать игрушки.
Каждая группа затем представляет ситуацию, проводится коллективное обсуждение.
3. Рефлексивный этап.
Ведущий: Уважаемые родители, предлагаю сейчас Вам поделиться своим мнением о том, чем была вам полезна информация мастер-класса. Что нового Вы смогли узнать в его рамках? Чему Вы смогли научиться? Что было для Вас внутренним открытием?