татьяна сабирова
Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника
Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника»
Актуальность данной темы заключается в том, что Конструктивно-модельная деятельность направлена на творческое развитие ребенка. Выбор данного направления работы обусловлен противоречиями: С одной стороны необходимостью продуктивного развития дошкольников и с другой стороны существующим подходом в работе дошкольных образовательных организаций.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Как разрешить эти противоречия? Каким же должно быть развитие конструктивно-модельной действий у детей старшего дошкольного возраста?
Ответом на эти вопросы является мой опыт работы, цель которого приобщать детей к миру технического и художественного конструирования.
Исходя из поставленной цели, мною определены задачи: 1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства. 2. Упражнять в конструирование по графическим моделям. 3. Развивать наглядно-образное восприятие. 4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на реализацию: САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, одним из видов является Конструктивно-модельная деятельность. Что же такое Конструктивно-модельная деятельность? -
- Это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного результата соответствующего его функциональному назначению.
Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов, из различных видов конструкторов. К художественному конструированию относят — конструирование из природного и бросового материала.
С чего же начинается работа над Конструктивно-модельной деятельностью?. С Изучения дидактики по данному вопросу, это помогает мне как педагогу повысить свой интеллектуальный потенциал, для дальнейшего применения в своей педагогической работе. Для планирования работы на начальном этапе я провожу диагностику способностей детей, и выявляю низкий, средний, высокий уровень способностей.
Одним из этапов развития конструктивно-модельной деятельности, является Создание предметно-пространственной среды в группе и на участке детского сада с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Где не обойтись без техники безопасности, при работе с мелкими, разьедененными, колкими, режущими предметами.
Работая над Созданием предметно-пространственной среды, мною была создана, которая содержит описание 12 разновидностей различных конструкторов, имеющихся в моей группе. Например: «Брикмастер» – это конструктор, состоящий из настоящих маленьких кирпичиков. Элементы конструктора производятся из натуральных экологически чистых материалов. Он развивает мелкую моторику. Способствует развитию воображения и пространственного мышления. Этот конструктор имеет широкий спектр применения в: например в развитии речи Д/И «Отрабатываем предлоги» (Дать детям понятие о значении предлога, в познавательном развитии вводится понятии натуральный и искусственный материал.
Моя методическая копилка содержит картотеку дидактических игр, направленных на приобретение знаний о внешних свойствах предмета, что очень важно, для формирования пространственного мышления. Мелкие игрушки людей, матрешек, животных, машинок, для обыгрывания построек домиков, мостов, заборчиков, машинок мною были собраны и классифицированы.
С целью развития мышления и обогащения двигательной сферы ребенка мною используется метод конструирования по образцу в содержании физминутки. В этой связи были составлены моделирующие картинки со звуковым сопровождением. Так, например, услышав музыку, глядя на картинку, какое движение хочется выполнить?
– вытянуть шею! (как черепашка). Если вы устали …. чем поможет это упражнение, Это упражнение укрепляет мышцы шеи, вырабатывает осанку. Физкультминутки с использованием моделирующих действий животных направлены на развитие воображения, мелкой моторики рук, вырабатывание осанки и укрепление мышц.
Участок детского сада, тоже является средой развития Конструктивно-модельной деятельности с использованием природного и бросового материала, что развивает коллективные и творческие способности. (Конструктивно-модельная деятельность из природного материала развивает изобретательность и смекалку, стремление к творчеству и созиданию)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность детского сада расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.
Существуют следующие Формы организации детской деятельности по конструированию.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаются образцы построек и показываются способы их воспроизведения, а результат это творчество ребенка. Этот прием важен на начальном этапе образовательной деятельности по конструированию, когда дети еще не знают как сконструировать постройку или когда по результатам диагностики показали низкий уровень развития ребенка.
Конструирование по модели заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, чертеж или макет. В образовательной деятельности с детьми в раннем возрасте используются конструкторы, а в подготовительной группе мы уже моделируем из бумаги. Дети со и высоким уровнем диагностики самостоятельно справляются с таким видом заданий, а детям с низким и средним уровнем при выполнении требуется помощь взрослых.
Конструирование по условиям. Это довольно сложный вид конструирования. Ребенок не получает готового образца поделки или рисунка и не знает способа решения обозначенной проблемы. Дошкольник самостоятельно анализирует условия задания и строит на основе этого свою поделку, проявляя индивидуальность и находчивость.
Конструирование по замыслу позволяет дошкольнику самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Для детей это самый интересный вид конструирования, потому что дети сочиняют такие постройки, что нам с вами педагоги никогда и в голову не придет. Дети сами решают, что и как будут строить. Эта форма конструирования не является средством обучения детей!
Конструирование по теме предполагает общую тематику конструкций, дети сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Я мотивирую детей: говорю им, давайте постоим город, для того чтобы…. Дети сами выбирают нужный им конструктор. Эта форма организации деятельности по конструированию используется совместной деятельности с детьми.
Каркасное конструирование. Эта форма конструирования используется в образовательной деятельности как вариант более сложного технического конструирования. Дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить каркас, добавляя к нему те или иные детали. Дети могут модифицировать постройку, но понимают, что есть определенный каркас, от которого отступать нельзя.
Я придумала все это не сама, знания и опыт приобретены мной на курсах повышения квалификации. Принимала участие во всероссийских конкурсах и мероприятиях. Результат моей деятельности отражен в достижении моих воспитанников. По результатам диагностики уровень творческих способностей самостоятельности, при системном использовании дает положительную динамику.
Так для чего же мы конструируем с детьми? Для чего развиваем творческие способности? Я уверена, если ребенок в детстве не научился сам ничего не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.