Евгения Мелещенко
Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелещенко Евгения Сергеевна,
воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств детей старшего возраста.
Цель:
Формирование у детей познавательного интереса к традициям и культуре народов, проживающих на территории города Омска (украинцев) через театрализацию народных сказок.
Задачи:
Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных качеств детей старшего возраста» размещена в разделах
1. Создание в ДОУ условий для формирования у детей познавательного интереса к традициям и культуре народов, проживающих на территории города Омска (украинцев) через театрализацию народных сказок.
2. Приобщать детей к истокам народной культуры, традициям, обычаям народов Украины через театрализацию украинских народных сказок.
3. Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей (дружить, общаться, слушать, договариваться и др.).
4. Воспитание интереса и желания участвовать в театрализации.
Сказка - это одно из знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков - мужчин, а из девочек – матерей.
Мы давно участвуем в проекте «Единство во имя мира».
В сентябре этого года прошел яркий праздник в нашем детском саду, фестиваль "Нарисуем мир разноцветными мелками". Теперь мы решили глубже познакомить детей с народами, которые проживают в большинстве на территории города Омска. Мы сделали опрос и выяснили, что у каждого второго родителя есть украинские корни. В нашем детском саду и мы в своей группе, в частности, реализуем проекты «Сказки во имя мира» и «Папа и я – читаем всегда!». Вместе с родителями мы подбираем народные сказки и предлагаем папам их прочитать детям в детском саду. В начале, папы рассказывали немного о себе: чем они занимаются, кем работают, для чего нужна их профессия. Потом о читали сказку, обсуждали ее и рисовали рисунки к прочитанной сказке.
Запланированные мероприятия по реализации проекта «Сказки во имя мира» способствовали сделать театрализацию украинской сказки. Детям понравилась сказка «Лисичка-сестричка и волк-дружище». Родители помогали подобрать костюмы, атрибуты, предметы народных промыслов Украины. В нашей группе есть семья не так давно приехавшая с Украины, с города Донецка. Мы пригласили их для беседы с детьми, где они рассказали об особенностях национального языка, например хатка (дом, чумаки (торговцы, бычок-третьячок (балованный ребенок, национального костюма, например, о венке, какие цветы в него входят, что означают, об особенностях национальных блюд.
Вместе с детьми мы выяснили, что наблюдаются сходство в некоторых традициях украинского и русского народа – это, например, встреча гостей с рушником, хлебом и солью. Также как и украинский и русский народ занимались вышиванием. Орнамент с геометрическим рисунком, вышивание крестиком и гладью – одинаковые, различие только в элементах, в цветовой гамме. Главным цветом украинской вышивки является красный и чёрный, в русской – красный и белый. Сходство можно найти и в сказках, например: русская «Теремок», а украинская «Рукавичка».
Мы узнали, что украинского в русский перешло немало слов. Они так и называются – «украинизмы». Такие слова, как «борщ», «бурак», «пасека», «хлебороб», «вареник», «девчата», «обуза», «хутор» - украинские по происхождению.
Вывод: Каждый ребенок нашей группы знакомился с национальной культурой разных народов, через игровую деятельность, чтение художественной литературы, образовательную деятельность, тематические праздники, театрализации сказок.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Литература:
1. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. - М. : Просвещение, 1992.
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. От рождения до школы. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
4. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М. : -2010 г