Елена Яковенко
Опыт работы «Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.
Зная возрастные особенности детей, я обратила внимание, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего детства идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Темочки:
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что по своей сущности вполне отвечают природе ребенка, близка к его мышлению, представлению.
Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель.
Обучение детей правилам хорошего тона и хорошим манерам, извлекая из русских народных сказок уроки добра.
Для достижения цели определили следующие задачи:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
3. Развивать умение думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.
4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека, приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.
Для того, чтобы решить задачи свою работу разбила по направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Партнерство с родителями.
3. Обогащение развивающей среды.
В рамках проекта разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год. Разнообразила и дополнила развивающую среду подборам художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей, настольный театр и уголок ряженья масками для самостоятельной игры. Была сделана подборка конспектов НОД с детьми и совместной деятельности с родителями.
Проводила с детьми литературные вечера по прочтению и рассказыванию сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Старалась детям читать и рассказывать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг и рассказывания для закрепления знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?». Изготавливали по выбору, сказочных героев в творческой мастерской. Показывали самостоятельно кукольные театры и игры драматизации по русским народным сказкам, правда не всегда все получается, но я не огорчаюсь, мы учимся. Провела с детьми викторину «По дорогам сказок», НОД «Путешествие в страну добра», развлечение «В гостях у сказочных героев».
Как вспомогательное оборудование в работе мне хорошо помогает проектор, по которому мы смотрим и обсуждаем мультфильмы по русским народным сказкам.
Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказка «Теремок» - учит дружить, что вместе – сила и победа. «У страха глаза велики» высмеивают страх и трусость. В сказках учат бороться со злом, а добро всегда побеждает.
Работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки, провожу совместно с родителями при этом использую консультаций: «Читаем детям книги», «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». Так же совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Родители, у которых сохранились книги их детства, принесли их в группу. Вместе с ними пополняем театральный уголок настольным театром к русским народным сказкам по нашему возрасту. Привлекала родителей и детей к совместному творчеству (рисунки, поделки героев из сказок, к участию в совместных мероприятиях в ДОУ (развлечение «В гостях у сказочных героев»).
Практический результат:
1. У детей удалось усилить интерес к сказкам, желание и умение слушать и слышать, понимать смысл.
2. Дети научились отличать добро от зла. Понимать, что такое хорошо и плохо, можно, нельзя с уважением стали относиться к взрослым природе.
3. Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.
4. Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.
5. В группе созданы условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
6. Целенаправленная систематическая работа позволяет реализовать возможности нравственного воспитания у детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках проекта работа будет продолжена с детьми 4-5 лет.