МААМ-картинки

Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка

Елена Дементьева
Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод воздействия, в ней ребёнок является полноправным субъектом деятельности. Многие из учёных занимались проблемой игровой деятельности : К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Важное значениероли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л. С. Выготский.

Публикация «Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка» размещена в разделах

Игровая деятельность формирует благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Лучше всего выражаются в игре и творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей.

Л. С. Выготский утверждал, что принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребёнка. «К концу дошкольного возраста воображение становится сравнительно независимым от деятельности во внешнем плане, на базе которой оно формировалось. Примерно в этот же период в воображении появляются элементы творчества. Данные особенности воображения старшего дошкольника очень важны для подготовки к школьному обучению, в котором ребенку придется действовать с образами объектов, с которыми он еще не сталкивался в своем опыте, на основе накопленных понятий»

По мнению К. Левина вещи обладают побудительной силой по отношению к действиям ребенка. Велосипед тянет ребёнка, чтобы на нём покататься, колокольчик, чтобы в него позвонить, но в игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребёнок действует по отношению к видимому объекту совсем иначе, чем воспринимает его. Дошкольник учится разбираться не только в действующей на него ситуации или прямом восприятии вещи, а постигает смыслэтой ситуации.

Для дошкольников характерно не только механическое запоминание, а наоборот, более осмысленное. Они прибегают к механическому запоминанию, лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Словесно-логическая память в дошкольном возрасте развита ещё слабо, наглядно-образная и эмоциональная память имеет основное значение.

Что касается воображения, первые его проявления можно наблюдать у детей-трёхлеток. У ребёнка, к этому времени, накапливается небольшой жизненный опыт, дающий материал для воображения. Огромное значение в развитии воображения имеют игра, а также изодеятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности происходит в старшем дошкольном возрасте. У ребёнка появляются новые качества и потребности : расширяются знания о предметах и явлениях, наблюдаемые ребёнком непосредственно,детей интересуютмежпредметные связи и явления.

С переходом в старшую группу связано изменение психологической позиции дошкольника. Задача воспитателя - помочь дошкольникам осознать это новое положение, воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости», вызывает у них стремление к решению новых задач, обеспечивает условия для развития детской инициативы, самостоятельности, творчества. Он активизирует детей, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, нацеливает на поиск творческих решений.

Старшие дошкольники проявляют интерес к предстоящему школьному обучению. Интерес к новой социальной роли – ученика, развивается через общении с воспитателем, через встречи с учителем, посещение школы.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, воспитателю необходимо проявить доверие, любовь и уважение к каждому ребёнку. Так как положительное восприятие ребёнком своего «я» непосредственным образом влияет на успешность предстоящей учебной деятельности.

Рассмотрим возрастные особенности детей дошкольного возраста отдельно в каждой возрастной группе.

Возрастная группа от 3 до 4 лет.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - памяти, мышления, внимания, а также потребность в эмоциональном комфорте и эмоциональная лабильность. Ведущим типом общения является ситуативно-деловое. То есть взрослый привлекает ребёнка как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока еще мало интересен для этой роли, так как не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и строить планы совместной деятельности.

Взаимодействие с трёх-четырёхлетними детьми осложняется тем, что они проходят через возрастной кризис трёх лет.

У детей старше трёх лет, мышление носит наглядно-образный характер. То есть от манипулирования объектами ребёнок вполне способен перейти к манипулированию образами и представлениями. Сфера его познавательной деятельности сосредоточена познании реального, предметного, непосредственно окружающего мира.

Речь у ребёнка находится в стадии становления, речевой ответ не позволяет педагогу судить об уровне сформированности того или иного представления малыша. Взрослым, педагогам и родителям, важно работать над собственной речью, так как ребёнок перенимает услышанные слова полностью. Рано требовать от трёх-четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов, потому что такое такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

На пятом году жизни у ребёнка также сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшие новообразования в этом возрасте следующие: выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности и завершение процесса формирования активной речи.

Взрослый на данном этапе, представляет интерес как источник компетентной и увлекательной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

Дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными, кризис трёх лет остался позади. Они проявляют интерес к сверстникам как к партнёрам по игре. Приобретает особую значимость и мнение сверстника. Педагогу важно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, это травмирует, занижает самооценку ребёнка. Необходимо сравнивать самого ребёнка сегодняшнего с тем, каким он был ещё вчера. Если неизбежна отрицательная оценка, она может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, чтобы никто кроме ребёнка, её не слышал.

Средний возраст совершенно уникальный по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом, как показал эксперимент, сделать информацию привлекательной для ребёнка четырёх-пяти лет является «одушевление». Дети с удовольствием слушают волшебные сказки в этом возрасте, как в никаком другом.

Возрастная группа (5-6 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

Ребёнок к пяти годам, должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, различать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо количества или признака, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Воображение в этом возрасте, становится основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря воображению ребёнок может решать простейшие геометрические задачи. Именно дошкольный возраст является сензитивнымпериодом развития воображения. Долгое время обучение детей строилось на основе воспроизведения модели, предлагаемой взрослым, действия по образцу. При таком подходе творческая сила воображенияугасает, и развить творческий потенциал ребёнка очень трудно. Поэтому взрослым необходимо научиться ценить в дошкольнике способность формировать замыслы и придумывать свои собственные планы, развивать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Особенностью детей данного возраста являются интерес и тяга к прекрасному, эстетически ценному. Педагогу необходимо считаться с этим, выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Важна эстетичность наглядного материала, их композиция на занятии, которые способствуют заинтересованности ребёнка.

Важно научить дошкольника размышлять и рассуждать, не давать готовые знания,а создавать условия для самостоятельного поиска решений, сделать обучение проблемным и развивающим.

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников «Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников» О правах – играя Цель: Дать детям общее представление.

Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников. Наиболее благоприятные условия для полного развития ребёнка.

Презентация «Использование пластических этюдов в развитии артистических способностей и психических качеств ребёнка» Одним из важнейших факторов развития детей в театрализованной деятельности является создание условий, способствующих формированию их творческих.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возрастаКраеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему.

Мотивационные игры как средство формирования у детей положительных качеств характера Проект: «Если добрый ты …» Мотивационные игры как средство формирования у детей положительных качеств характера. Тип проекта: педагогический.

Опыт работы «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников» Тема: «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста». Я.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд.

Совместная деятельность с родителями по развитию личностных качеств ребенка в ходе опытно-экспериментальной деятельности Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает.

Воспитание фонематического слуха и восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка Речь в звуковом её проявлении - это феномен, присущий только человеку. Исходя из выводов, полученных американскими исследователями в ходе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 10:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дементьева (УИ 1027081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД