Папки-передвижки

Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Карасёва
Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Народная сказка как средство воспитания нравственных

качеств у детей младшего дошкольного возраста»

Публикация «Консультация „Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, я выявила, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Учитывая тот факт, что в каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок», необходимо помочь ребенку понять, в чем он заключается, прояснить его суть, т. е. понять главный смысл сказки, тем самым заложить в душе и сознании маленького слушателя и читателя определенные моральные установки. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки разных типов, писателей разных стран, благодатный материал для занятий с детьми. Каждую сказку можно читать многократно. Важно только помнить, что работа со сказкой длительная и кропотливая и от нее нельзя ждать немедленного результата. Наиболее приемлемые советы я почерпнула из таких книг, как: Н. В. Дуровой «Очень важный разговор», С. И. Семенаки «Уроки добра», Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», О. С. Жуковой «Игры со сказками», Г. Н. Жучковой «Нравственные беседы с детьми», М. А. Хаткиной «Веселые уроки кота Этикета», Е. Синициной «Умные сказки».

В младшей группе основная задача работы с детьми по формированию положительных моральных качеств сводиться к тому, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно, научить детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием литературных персонажей и их последующими действиями, а также учить детей доброжелательным взаимоотношениям. Зная, что в этом возрасте оценка поступка героя из сказки определяется общим эмоциональным отношением к нему (положительным или отрицательным, необходимо объяснять детям, что можно делать, а что нельзя; необходимо прививать такие правила поведения, как: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться о других», «Надо играть дружно, не ссориться!», «Не хорошо жадничать».

В нашем детском саду я использую мини-беседы, например, после чтения сказки «Репка» можно предложить детям ответить на вопрос: «Почему удалось вытащить репку»? («Все дружно тянули репку; не ссорились», а в заключение беседы подвести детей к пониманию правила : «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно». После чтения сказок, таких как: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» нужно напоминать детям, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Например, принести папе тапочки, бабушке – очки, помочь маме расставить посуду к обеду, полить цветы и т. п.

Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из сказок, отражается и в реальной жизни, особенно в коллективных играх. Например, таких как: «Дочки – матери», «Больница», «Стройка», «Детский сад». Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию элементов поведения в коллективе.

Усвоению вежливых форм общения способствуют игровые задания: «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».

Или в игре «Кого порадовать?» можно учить детей ласково обращаться друг к другу, называя такие слова, как: милый, хороший, родной, любимый, красивый и т. п. После таких игр объяснять детям, что от волшебных, вежливых слов людям становится радостнее.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей» Консультация проводилась в рамках родительского собрания, в период адаптации детей к детскому саду. Задачи: Познакомить родителей с одним.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 13:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Карасёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД