Светлана Аствацатурова
Театрализованная деятельность как фактор развития речи и творчества детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации.
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении нашей группы. Здесь находятся куклы би-ба-бо, конусный, пальчиковый театр, шапочки — маски, элементы костюмов. Имеется картотека театрализованных игр. Дети любят играть в театрализованные игры. Инсценируют потешки, стихи, знакомые сказки. Сами придумывают и рассказывают сказку, историю, обыгрывают, инсценируют. Дети сами принимают участие в изготовлении атрибутов к играм.
Публикация «Театрализованная деятельность как фактор развития речи и творчества детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Театральные игры позволяют решать многие педагогические задачи: способствуют развитию связной речи, формируют выразительность речи, способствуют интеллектуальному коммуникативному художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных и творческих способностей. Разнообразие тематики театрализованных игр даёт возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Театральные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих задач должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими видами деятельности. Игровые упражнения включаем в самые различные занятия, можно обыграть любую ситуацию, иногда требующей самостоятельного решения. Это создаёт творческую атмосферу совместной деятельности с детьми, помогает раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать всё разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.
Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда всё, что окружает: мебель, посуда, камешки и листики, может превратиться в какие угодно сказочные элементы. Детям очень нравится импровизировать в роле актёров различных персонажей. Инсценировка произведений или драматизация — это более сложная деятельность для дошкольников в силу её протяжённости во времени (важно не только актёрское качество, но и волевые качества, способность доводить начатое дело до логического завершения).
Осенью при закреплении знаний детей об овощах мы провели драматизацию «Спор овощей» по произведению Ю. Тувима «Овощи». Мы ознакомились с произведением, заранее выучили наизусть слова по ролям, подготовили шапочки-маски. Дети получили удовольствие и положительные эмоции от участия в постановке.
Новая роль и, особенно, диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Провели драматизацию по сказке «Колосок». Эта сказка была выбрана как закрепление знаний детей о значении хлеба в жизни человека.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски и звуки и правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Поэтому, на ряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка представляют самый частый и распространённый вид детского творчества.
Театрализованная деятельность присутствует на музыкальных занятиях и праздниках. Мы совместно с музыкальным руководителем Зоей Андреевной разучиваем с детьми музыкальные театрализованные постановки. На празднике «Пушкинская Осень» дети изображали героев из произведений А. С. Пушкина. Дети нашей группы приходили на праздник к детям в 12ю группу, и наоборот. Они могли почувствовать себя настоящими актёрами, создавая сюрпризный момент для других детей.
Пальчиковый театр — это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя познаёт окружающий мир. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, с помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
С детьми провела пальчиковый театр по сказке «Теремок».
Дети сами вырезали и склеивали героев сказки с большим удовольствием. Каждый ребёнок хотел получить роль. По окончании сказки дети делились положительными эмоциями друг с другом. Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность и взаимовыручку.
Многие родители с детьми посещают различные театры в Лобне и Москве. Совместное посещение театров вызывает много положительных эмоций у детей. И это не удивительно, ведь театральное искусство воздействует с помощью множества средств. Это и музыка в спектаклях, и яркие образы, и всегда красивое художественное оформление сцены, декораций, яркие красивые костюмы. Ко всему этому добавляется внутреннее сопереживание ребёнка любившимся сказочным героям.
Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребёнка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит видеть красоту в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.