Екатерина Быкова
Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
I Введение
Дошкольное образование не стоит на месте - наблюдаются сильнейшие прогрессивные тенденции. Безусловно, это связано с появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Театрализованная деятельность как средство развития речи – одна из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовные, творческие, трудолюбивые способности у детей и способствует его адаптации в социальной среде.
Театрализованная деятельность развивает всесторонне : формирует знание об окружающем мире; активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительности; развивает у детей память, внимание, восприятие, мышление, воображение, формирует у дошкольников представление о театре, как об творческом искусстве, воспитывает у детей интерес к театральной деятельности, совершенствует музыкальные способности при создание художественного образа, совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений, развивает эмоционально-волевую сферу.
Актуальность
Актуальностью моей статьи обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательные и воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи на всех этапах, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
1.1 Постановка проблемы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей дошкольного возраста.
1.2 Решение проблемы
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, многие дети стесняются выступать на публику. Поэтому, как основную тему своей проектной деятельности я выбрала – тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
II Проект театрализованной деятельности в средней группе
В гостях у сказки «Колобок»
Тематический проект составлен с требованием ФГОС в соответствии программы «Открытие».
Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их театральную деятельность, способность свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Задачи:
-развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков;
-расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь;
- способствовать развитию у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками;
- привлечь застенчивых детей совместно с родителями к театрализованной деятельности;
- способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребенка;
-заинтересовать родителей в изготовление атрибутов к театру;
Реализация образовательных областей:
Область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к театрализованному виду деятельности и творчества;
Область «Познавательное развитие»- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Область «Речевое развитие»- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Область «Художественно - эстетическое развитие»- становление эстетического отношения к окружающему миру; художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности;
Область «Физическое развитие» - развитие мелкой и крупной моторики.
Тип проекта: краткосрочный - игровой.
Ход образовательной деятельности:
Подготовительный:
Чтение сказки «Колобок», рассматривание цветных иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма «Колобок», беседа с детьми на сборе о постановке кукольного спектакля, обыгрывание сюжетных игр: «Режиссер», «актеров», «буфетчиц, «Кассир», «Гример», «Билетёр», «Педагог - организатор», «Декоратор», «Оператор», «Едим в поезде», «Автобус», «Моя семья», «Автомобиль». Распределение ролей (актеров, кассира, буфетчиц, продавцов магазина, гримерши, охраны, декоратора, режиссера, билетёра, педагога - организатора, автора) среди детей и родителей на вечернем сборе. Работа над проектом на тему: «Какие бывают профессии в театре». Подготовка совместно с родителями атрибутов к игре - билеты, деньги, картонных кукол на палочках. Разучивание сказки.
Организационный:
- создание в группе предметно - развивающую среду близко похожую театру - большую сцену с кулисами, билетную кассу, гримерную, магазин игрушек, буфет; зрительный зал.
Практический:
- Постановка и просмотр кукольного театра сказки «Колобок»;
- Обсуждение с детьми и родителями об эмоциональном состояние, что получилось, что нет, во время обыгрывания?. Что понравилось в сюжетно-ролевой игре? У кого были трудности во время игры, спектакля? Высказывание пожеланий на будущее при организации совместных проектов;
Ожидаемые результаты:
Повышение самооценки застенчивых детей группы и их родителей, предать возрастания интереса у родителей и у детей к театрализованной деятельности. Самореализация каждого ребенка благодаря созданию благоприятного микроклимата в группе, проявление уважения к личности каждого ребенка. Укрепление сотрудничества семьи и детского сада. Использование детьми театрализованных игр в самостоятельной деятельности.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. № 2. С. 4–18.
2. Инновации дошкольного образования // Сборник статей и методических материалов VII Приволжского регионального конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования. 2015 г. /Под ред. В. Ф. Габдулхакова, доц. Н. Н. Новик, Казань: Казанский (Приволжский)федеральный университет, Институт психологии и образования, 2015г.
3. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. - М., 2015.
4. Маханева, М. Д. Театральные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.