Татьяна Новикова
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одна из основных задач ФГОС - разностороннее развитие детей по основным направлениям осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развитиярассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».
К. С. Станиславский.
Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной деятельности формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности ираскрепощённости.
Опираясь на собственный опыт и работы Л. В. Атрёмовой, А. Н. Брызгаловой, Н. Ф. Губановой, Э. Г. Чуриловой, Н. Ф. Сорокиной, Т. Н. Караманенко, я разработала практические рекомендации по организации театрализованной деятельности детей для педагогов нашего детского сада.
Прежде всего, в группе детского сада необходимо создать условия для развития у детей театральных, творческих способностей: оборудовать зону театрализованной деятельности (или уголок сказки) и «тихий уголок»(или уголок уединения, где ребёнок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты сыгранных спектаклей и др.
В зоне театрализованной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра :
- Театр верховых кукол (куклы находятся выше работающего с ними актёра, над ширмой).
-Театр теней.
-Театр кукол «живая рука» (куклы состоят из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребёнок вставляет свои руки).
-Перчаточные (варежковые, пальчиковые, носковые, ложковые куклы).
- Настольный театр.
-Театр картинок (фланелеграф).
Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам с этим видами театра.
В зоне театрализованной деятельности должны быть также :
- Ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесками для смены декораций во время спектакля).
- Маски (желательно изготовленные с помощью родитетелей или самих детей).
-Костюмы для ряженья (а также заготовки для них – различные виды тканей, пуговицы, природный и бросовый материал и др).
-Музыкальные инструменты.
Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие.
Первые игры- занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре. В старших группах педагог активно стимулирует детейк проявлению собственной инициативы по организации театрализованных игр, поощряет самостоятельность детей в выборе игрового сюжета и его разыгрывания.
Занятия по театрализованной деятельности может быть построено по следующей схеме:
-введение в тему, создание эмоционального настроения.
-собственно театрализованная деятельность в разных формах (беседы о театре, придумывание детьми различных историй, работа над этюдами и другое).
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей, а также то, какая половина – «мужская» или «женская»- доминирует в группе. Если в группе преобладают мальчики, предпочтительнее произведения с обилием мужских персонажей, и наоборот. Это позволит всем детям группы учувствовать в спектакле.
При распределении ролей необходимо следовать основным правилам детского театра :
- каждый ребёнок имеет право на роль.
-все роли главные;
-роль подчеркивает достоинства и способности ребёнка.
Если персонажей в литературном произведении недостаточно, чтобы занять всех детей в спектакле, необходимо придумать новые роли. Роли придумываются и прописываются для конкретных детей.
Нельзя назначать одних и тех же детей на ведущие роли. При распределении ролей можно использовать следующие приё мы:
-выбор детьми роли по желанию;
-проигрывание ролей в парах;
Распределение ролей по карточкам (дети один за другим берут из рук воспитателя карточки, на которых схематично изображён тот или иной персонаж) и др.
Непосредственная работа над спектаклем может начинаться с разыгрывания отдельных сцен произведения, сочинения диалогов, интонационно-выразительных или пантомимических упражнений для создания характерных образов персонажей и др.
Для разучивания ролей желательно использовать тихое, уютное место, где есть большое зеркало, позволяющее детям видеть свои жесты и мимику. Чтобы дети глубже поняли свои образы, вжились в них, можно предложить им на занятиях по изобразительной деятельности нарисовать себя в своей роли. Изобразительные роли можно использовать в качестве декораций к спектаклю.
Костюмы для детей важнее, чем сами декорации. Поэтому, предпочтительнее минимум декораций, а основные усилия проявлять на тщательную подготовку костюмов. Хорошо подобранный костюм помогает ребёнку найти выразительные движения, придает ему особую стать, помогает почувствовать себя значимым.
При подготовке спектакля необходимо избегать всяческого напряжения, натаскивания, большого количества репетиций.
К каждому спектаклю необходимо приготовить приглашение, программу. Когда ребёнок видит своё имя в программке, это стимулирует его ещё болеесерьёзно отнестись к исполнению своей роли.
Необходимо сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных преставлениях и спектаклях.
Практическая реализация данных рекомендаций повысит коэффициент их эффективности, который зависит в определённой степени от индивидуальных склонностей, предпочтений и потребностей, возрастных особенностей, творческих способностей детей.
Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.
Список использованной литературы:
1. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
2. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.
3. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А. В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
4. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н. А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
5. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О. С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.