Галина Ханова
Театр для начинающих — дополнительная общеобразовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Программа «Театр для начинающих» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общекультурного направления.
Публикация «Театр для начинающих — дополнительная общеобразовательная программа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
1.2. Актуальность программы заключается в том, что предусмотренное ею целенаправленное освоение основ театрального искусства позволит осуществлять всестороннее развитие личности и её эстетическое воспитание.
1.3. Назначение программы заключается в оказании услуг по воспитанию и
развитию личности через комплекс художественных средств: художественное
слово, наглядный образ, живописное декоративное оформление, музыкальное
сопровождение.
1.4. Целью программы является освоение основ театрального искусства для развития творческих способностей, формирования навыков актерского мастерства и социализации детей младшего школьного возраста.
1.5. Исходной теоретической основой программы является положение о развивающих возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста.
1.6. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование навыков коллективного творчества к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
1.7. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
1.8. Срок реализации программы :
— программа рассчитана на один год обучения;
— общая продолжительность обучения составляет 35 часов
1.9. Режим занятий:
— занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут
— принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.10. Возраст обучающихся: 9 – 10 лет (для детей с особыми образовательными потребностями – 10 – 13 лет)
1.11. Количество обучающихся в группе: количество учащихся, выбравших курс по освоению данной программы, но не более 15 человек.
1.12. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.13. Формы занятий:
— изучение основ теоретических знаний;
— ролевые игры;
— сценический тренинг (различные игры и упражнения, способствующие выработке определённых актёрских навыков).
1.14. Формы подведения итогов реализации программы :
—текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
— итоговая диагностика по результатам участия учащихся в мини-спектаклях для родителей, сверстников и младших детей.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Познакомить детей с основами театрального искусства.
2. Развивать у детей:
наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, эмоциональность, в том числе способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию;
навыки выполнения простых физических действий на сцене.
3. Формировать партнерские отношения в группе, учить общению, взаимному
уважению, взаимопониманию.
3. Формируемые компетенции
В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции:
1. представление о театре как виде искусства;
2. знание сценического действия как основы актёрского творчества, видов театрального действия (ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);
3. умение определять главные и второстепенные события в действии, сделать текст «своим», слушать партнёра, понять и оценить его слова и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в заданном направлении, определить место нахождения действующего лица в каждый отдельный момент;
4. владение сценическим пространством.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:
1. ценностно-смысловые компетенции - умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету.
2. учебно-познавательные компетенции - умение пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
3. социокультурные компетенции - иметь представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; владеть этикой взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
4. коммуникативные компетенции - уметь выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.
5. информационные компетенции - владеть навыками работы с различными источниками информации; осознанно воспринимать информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое;
6. здоровье сберегающие компетенции - умение позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
4. Содержание образования
Водное занятие. Техника безопасности. (1 час)
Знакомство с планом работы, целями и задачами работы объединения. Правила поведения в объединении и техника безопасности.
Увлекательный мир театра (5 часов) Правила сценической речи. Особенности сценического движения. Значение мимики ижестов в театральном искусстве. Знакомство с биографией и произведениями С. Я. Маршака. Викторина «Наш Маршак».
Спектакли (25 часов)
Сказка о глупом мышонке (7 часов)
Чтение текста, деление на части. Распределение ролей. Выразительное чтение текста. Заучивание текста. Заучивание текста, первичная репетиция. Подбор костюмов, репетиция. Репетиция с использованием реквизита и декораций. Показ спектакля – итоговый контроль.
Усатый-полосатый (7 часов).
Чтение текста, деление на части. Утверждение ролей. Выразительное чтение текста. Заучивание текста. Первичная репетиция. Подбор костюмов и декораций. Репетиция с использованием костюмов и декораций. Показ спектакля – итоговый контроль.
Вот какой рассеянный! (7 часов).
Чтение текста, деление на части. Утверждение ролей. Выразительное чтение текста. Заучивание текста. Первичная репетиция. Подбор костюмов и декораций. Репетиция с использованием костюмов и декораций. Показ спектакля– итоговый контроль.
Кот и лодыри (7 часов).
Чтение текста, деление на части. Утверждение ролей. Выразительное чтение текста. Заучивание текста. Первичная репетиция. Подбор костюмов и декораций. Репетиция с использованием костюмов и декораций. Показ спектакля – итоговый контроль.
Итоговое занятие (итоговый контроль) Участие в отчетном концерте «Мы – маленькие актеры!».
5. Методическое обеспечение
В процессе реализации программы должна создаваться положительная познавательная мотивация детей в данном виде деятельности. Для стимулирования повышенной работоспособности и активизации индивидуального участия в её освоении детям необходимо предоставлять право на равноправное участие в творческой деятельности и выбор любой роли.
Основной формой занятий является игра, которая позволит не только улучшить качество работы, но и давать выход избыточной энергии детей, предоставить им возможность удовлетворять потребность в отдыхе и разрядке.
Необходимым условием успешной реализации программы является выявление способности детей к танцам, музыке, что поможет распределить среди них обязанности, соответствующие их способностям и возможностям.
Серьёзное внимание необходимо уделять сценическому тренингу (различным играм и упражнениям, способствующим выработке определённых актёрских навыков). В основу всех упражнений должны лечь предлагаемые обстоятельства (события, ситуации, взаимоотношения действующих лиц) спектаклей, предусмотренных программой.
6. Материально-техническое оснащение
Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально-техническое обеспечение:
1. Помещения для занятий и хранения костюмов.
2. Набор театральных костюмов.
3. Комплекты вещей и оборудования, необходимые для спектаклей.
4. Методические разработки.
5. Аудио- и видеотехника.
6. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
7. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
7. Литература
1. Давыдова М. М. Развивающие игры для детей: Загадки, игры со словами, ребусы, сценарии детских праздников/ М. М. Давыдова. – М. : ООО» Издательство АСТ», 2001. – 208 с. : ил. (стр. 125 – 127)
2. Дановский А. В. Детская литература. Хрестоматия. Учеб. пособие для педучилищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы» Сост. А В. Дановский. М. : «Просвещение», 1978. 416 с. с ил.
3. Маршак С. Я. Сказки, песни, запгадки. Стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний / Предисл. : В. Смирновой; Коммент. Ю Кондратьевой. Рис. В. Лебедева, В. Фаворского, А. Билль, Г. Филипповского. – М. : Дет. лит. ,1981. – 639 с., ил. + 9 вкл. – (Б-ка мировой литературы для детей, том 22, книга 1).
4. Советская детская литература. Учеб. пособие для библ. фак. ин-тов культуры и пед. вузов. Под редакцией В. Д. Разовой. М. : «Просвещение», 1978. – 496 с.
5. Федин С. Н., Болотина Ю. А. Игры нашего детства. / [текст] / С. Н. Федин, Ю. А. Болотина. Игры нашего детства // – М. : Айрис-пресс, 2006
6. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/Сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская;Под. ред. Е. Е. Зубаревой. – 10-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988. – 463 с., 8 л. ил. : ил.