Марина Юрчишина
«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Задачи программы
3. Формируемые компетенции
4. Содержание образования
5. Методическое обеспечение
6. Материально-техническое оснащение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа «Кукольный театр» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Публикация «„Кукольный театр“, Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию творческих способностей учащихся, нравственных и эстетических качеств в период формирования личности средствами их обучения основам актерского мастерства в кукольном театре.
1.3. Назначение программы заключается в художественно-эстетическом и культурном развитии учащихся через приобщение их к театральному искусству средствами кукольного театра.
1.4. Цель – обучение учащихся основам театрального искусства, раскрытие их духовного и творческого потенциала через комплекс художественных средств : художественное слово, наглядный образ, живописное декоративное оформление, музыкальное сопровождение.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программ «Театр кукол» Т. Н. Цицилиной, «Кукольный театр» А. П. Новиковой, «Кукольный театр» Н. И. Хисматуллиной. При этом взятые из них разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.7. По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной и развивающей творческие способности деятельности.
1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в этой области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в предусмотренной ею области знаний.
1.10. Исходной теоретической основой программы является положение о развивающих возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста.
1.11. Главная идея программы заключается в сочетании общего развития образного и ассоциативного мышления учащихся со специальным, связанным с реализацией образа, перенесённого в куклу, а так же с техникой изготовления и вождения куклы и необходимым для этого мастерством.
1.12. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребенка.
1.13. Срок реализации программы :
программа рассчитана на 1 год обучения;
общая продолжительность обучения составляет 35 учебных часов.
1.14. Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут
принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.15. Возраст учащихся: 8 – 9 лет, детей с умственной отсталостью – 9 – 12 лет.
1.16. Количество учащихся в группе: не более 15 человек, детей с умственной отсталостью – не более 10 человек.
1.17. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.18. Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
1.19. Программа реализуется по безоценочной системе.
1.20. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений;
итоговый контроль в течение учебного года без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в кукольных спектаклях перед зрителями (родителями, сверстниками, детьми младшего возраста).
1.21. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1) Познакомить с театром кукол как одним из видов театрального искусства.
2) Развивать творческие способности через овладение приёмами кукловождения, сценического движения, сценической речи, музыкального оформления.
3) Развивать художественное и ассоциативное мышление (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, речь (диалог, монолог, интерес к художественной детской литературе.
4) Развивать восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память и другие.
5) Воспитывать нравственные и эстетические качества личности, коммуникабельность, умение выстраивать отношения с окружающими.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции:
знание такого вида искусства, как театр кукол; знание видов театра кукол и истории их появления;
знание сценического действия как основы актёрского творчества; понятий «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я…»; видов театрального действия;
умение строить на основе заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием, развязкой; целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде; обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы; направлять звук в основные резонаторы трех регистров; создавать самостоятельно выбранный или заданный звуковой образ; развивать пластику рук; умение вождения перчаточной куклой; определять главные и второстепенные события в действии; делать текст «своим»; слушать партнера; понять и оценить его слова и поведение; воздействовать на партнера и зрителей через куклу; владеть сценическим пространством.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:
1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету;
2. учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществлять ее реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
3. социокультурные – представление о социальных нормах и ценностях; владение этикой взаимоотношений; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя;
4. коммуникативные – умение выступать с устным сообщением, отвечать на вопросы; владение такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; наличие позитивных навыков общения;
5. информационные – владение навыками работы с различными источниками информации; осознанное восприятие информации, умение выделять в ней главное и необходимое;
6. здоровьесберегающие – умение позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВА
Вводное занятие (1ч). Знакомство с детьми (посредствам перчаточной куклы-Петрушки). Техника безопасности, правила по охране труда. Правила поведения на занятиях. Определение уровня подготовленности детей.
История кукольного театра. Театр и театральное искусство (2ч). История происхождения куклы. Виды кукол. Петрушка кукла – главное действующее лицо народного кукольного театра в России.
Техника речи. (2ч). Знакомство с понятиями: выразительность, пауза, дикция, речевая моторика, логическое ударение, темп. Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды). Выразительное чтение.
Техника речи. Артикуляция звука (1ч). Знакомство с понятиями: интонация, артикуляция. Чтение скороговорок, потешек, пение дразнилок, закличек.
Театр на фланелеграфе (1ч). Знакомство с кукольным театром на фланелеграфе. Спектакль «Рукавичка» (2ч). Обучение способам управления куклами на фланелеграфе. Распределение ролей. Выразительное чтение. Репетиция. Мини-постановка сказки «Рукавичка».
Настольный театр (2ч). Знакомство с настольным театром. Обучение способам управления куклами настольного театра.
Настольный спектакль «Репка»(2ч). Распределение ролей. Выразительное чтение. Репетиция. Мини-постановка сказки.
Пальчиковая кукла (3ч). Знакомство с пальчиковыми куклами. Диалог героев. Импровизация.
Пальчиковые потешки (1ч). «Сорока-ворона»
Пальчиковый спектакль «Колобок» (5ч). Распределение ролей. Выразительное чтение сказки. Репетиция. Мини-постановка.
Перчаточная кукла (1ч). Знакомство с перчаточными куклами.
Кукловождение (2ч). Работа над основным положением перчаточной куклы. Импровизация. Этюды.
Кукольный спектакль «Курочка Ряба» (4ч). Изучение сценария, распределение ролей, выразительное чтение, репетиции. Мини-постановка сказки.
Кукольный спектакль «Теремок» (5ч). Изучение сценария, распределение ролей, выразительное чтение, репетиции. Мини-постановка.
Итоговое занятие (1ч). Показ кукольного спектакля зрителям.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для создания положительной познавательной мотивации учащихся, стимулирования повышенной работоспособности и активизации индивидуального участия учащимся предоставляется право на равноправное участие в творческой деятельности и выбор любой роли.
Основной формой занятий является игра, позволяющая не только улучшить качество работы, но и давать выход избыточной энергии учащихся. В ходе игры они получают возможность удовлетворять свои потребность в отдыхе и разрядке.
В течение всего срока реализации программы серьёзное внимание уделяется сценическому тренингу. В основу всех упражнений закладываются предлагаемые обстоятельства (события, ситуации, взаимоотношения действующих лиц, мини-сценок, предусмотренных программой).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Занятия проводятся в специальном помещении, где имеется следующее оснащение:
Аудио- и видеотехника, подборка сказок, песен, мелодий;
Подборка игр.
Куклы.
Фланелеграф.
Театральная ширма.
Декорации, бутафории к спектаклям.
Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
Доступ к информационно-коммуникационным сетям.