Наталья Торчинава
Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования «Умелые руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования
Пояснительная записка.
Интерес к обработке различных материалов у обучающихся велик. Они любят шить, моделировать, конструировать, клеить, изготавливая различные изделия. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся обучающимся.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования „Умелые руки“» размещена в разделах
Программа включает в себя разделы: пошив одежды на куклу Барби, изготовление игрушек, конструирование и моделирование из различных материалов.
На занятиях обучающиеся получают знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки различных материалов, узнают о предприятиях, выпускающих ткани, бумагу, приобретают теоретические и практические умения и навыки.
Особенности бумаги как конструкционного и художественно- декоративного материала позволяют обучающимся выполнять из него изделия разнообразного назначения, различной сложности и трудоёмкости.
Работая с картоном, обучающиеся знакомятся с его разновидностями. Картон значительно толще бумаги, из него можно делать уникальные изделия. Следует поощрять смелость в проявлении фантазии и возможного разнообразия в оформлении. Предоставляя обучающимся как можно больше самостоятельности, нужно направлять их творческую деятельность, развивать способность выбирать тему, думать о способах изготовления изделий, помогать в решении поставленной задачи.
В процессе работы у обучающихся развивается художественно – эстетический вкус, появляется интерес, самостоятельность, тщательность и добросовестность в выполнении работы. Увлечение обучающихся постепенно перерастает в стремление самостоятельно моделировать и конструировать различные изделия. Эта деятельность развивает чувственную сферу обучающихся. В самом обучающимся заложено стремление узнавать и создавать, радоваться успехам. Он видит прекрасное, понимает, оценивает, творит, а главное это он делает с удовлетворением, и это приносит ему радость.
Направленность общеобразовательной программы – художественно-
эстетическая. Программа направлена на расширение и углубление эрудиции и компетенции обучающегося.
Новизна В связи с массовым распространением разнообразных игрушек, конструкторов, компьютерных программ, обучающиеся практически не занимаются развитием творческого потенциала, не получают определённых конструкторских умений и навыков в изготовлении изделий из различных материалов, а много времени сидят за телефонами. Поэтому и возникла идея создания данной программы, которая поднимет интерес обучающихся к собственному процессу познания и стремление к самосовершенствованию.
Актуальность Данная программа актуальна, так как её реализация способствует овладению обучающимися технологическими приёмами ручной обработки различных материалов. Обучающиеся создают полезные предметы и изделия многофункционального значения и используют их в своих в играх, в быту, в качестве подарков и в оформлении интерьера.
Изучение программы способствует развитию у обучающихся конструкторских знаний, умений и навыков, творческих и коммуникативных способностей на основе их собственной творческой деятельности и подготовке обучающихся к выбору профессии. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной создавать своими руками проекты из различных материалов, способной к самореализации, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы развить активную личность, стремление к творческому самовыражению и добиться от обучающихся понимания важности своего саморазвития и самосовершенствования.
Данная программа является общеобразовательной.
Цель программы : Развитие творческой личности путём освоения конструкторских способностей в изготовлении изделий из различных материалов.
Задачи программы :
Воспитательные задачи.
1. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества, толерантность.
2. Воспитание активной личности.
3. Воспитание самостоятельности, ответственности, критичности, аккуратности.
4. Повышение интереса к собственному процессу познания.
Развивающие задачи.
1. Развитие умения доводить дело до конца.
2. Развитие художественно-эстетического вкуса.
3. Развитие памяти, логического мышления, воображения.
4. Развитие познавательного интереса, расширения кругозора
5. Развитие способности адаптироваться в современных социально-экономических условиях.
Обучающие задачи:
1. Обучение технологическим операциям и творческому подходу к работе.
2. Обучение знаниям, умениям и навыкам моделирования и пошива одежды на куклу Барби.
3. Обучение знаниям, умениям и навыкам в изготовлении игрушек.
4. Обучение моделированию и конструированию изделий из бумаги, картона и фольги.
Современные педагогические технологии:
- игровые педагогические технологии
- здоровьесберегающие технологии
- технология коллективной творческой деятельности
Методы и формы работы:
- словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог.
- репродуктивный;
- метод наблюдения: зарисовка, рисунки.
- метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, ролевая игра;
- наглядный метод обучения: рисунки, схемы, чертежи; демонстрационные материалы.
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения обучающийся будет знать:
- технику безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками;
- правила поведения;
- название тканей: ситец, шёлк, трикотаж;
- лицевую и изнаночную сторону ткани;
- ручные швы: «строчка», «через край».
К концу 1 года обучения обучающийся научится;
- правильно пользоваться инструментами;
- выполнять технику безопасности при работе с инструментами;
- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- обводить выкройку по контуру;
- вырезать по начерченной линии;
- шить ручными швами: «строчка», «через край»;
- выполнять раскрой изделия с краю ткани;
- пришивать пуговицу.
К концу 2 года обучения обучающийся будет знать:
- название тканей: байка, атлас, шерсть, джинсовая;
- какие должны быть стежки (мелкие, одинаковые);
- длину стежка (2-3мм.)
- о художественном моделировании;
- ручные швы: «строчка», «через край», «вперёд иголка»;
- технологию изготовления проволочного каркаса.
К концу 2 года обучения обучающийся научится:
- подбирать ткань для определённого изделия;
- экономить ткань при раскрое;
- скалывать детали английскими булавками;
- шить ручными швами «строчка», «через край», «вперёд иголка»;
- выполнять художественное моделирование;
- набивать игрушку;
- нанизывать бисер на проволочный каркас;
- изготавливать изделия из картона и фольги.
К концу 3 года обучения обучающийся будет знать:
- название тканей: парча, капрон, драп, мех;
- стили одежды;
- о техническом моделировании;
- ручные швы: «строчка», «вперёд иголка», «через край», «петельный»;
- долевую и косую нити ткани;
- последовательность раскроя изделий из ткани;
- последовательность сшивания деталей;
- технологию изготовления изделий из и различных материалов.
К концу 3 года обучения обучающийся научится:
- определять ткань по описанию;
- определять долевую и косую нить ткани;
- определять стиль одежды по описанию;
- последовательно кроить изделия;
- последовательно сшивать детали;
- конструировать и моделировать из различных материалов;
- пришивать все виды застё жек: пуговицу, липучку, кнопку;
- шить шкатулки из различных материалов.
Методическое обеспечение программы.
Основными видами деятельности являются репродуктивная и творческая.
Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности даёт обучающимся возможность научиться новым видам декоративно – прикладного творчества и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации осуществления учебно-познавательной работы, такие как:
- словесные,
- объяснительные;
- наглядные,
- практические.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизических, возрастных особенностей обучающихся, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Материально – техническое обеспечение.
Помещение:
- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, шкаф для хранения литературы и наглядных пособий.
Материалы: ткани, кружева, тесьма, пуговицы, липучка, бусинки, бисер, кнопки, вата, синтепон, мягкая проволока (медная) толщиной до 2 мм., тонкая медная проволока (для игрушки с бисером, клей ПВА, БФ-6, «Марс», «Феникс», «Момент», консервные банки, цветная бумага, картон толщиной не более 1мм., фольга (упаковочная).
Инструменты: ножницы, сантиметровая лента, иглы ручные, нитки катушечные (белые, чёрные, цветные №40-50, напёрсток, простой карандаш, швейный мел (или мыло); скрепки.
Дидактическое обеспечение.
- образцы готовых изделий;
- разработки игр;
- разработки бесед по воспитательной работе;
- эскизы моделей;
- журналы мод;
- альбом с тканями;
- выкройки.
Организационное обеспечение.
- необходимый контингент обучающихся;
- соответствующее требование к расписанию занятий;
- спонсорская и родительская помощь;
- связь со школами.
Литература.
Для педагога.
Г. И. Перевертень. «Самоделки из текстильных материалов». Москва. 1990г.
Серия книг «Умелые руки» 2011г.
Е. Р. Зенкова. «Искусство красиво одеваться». Рига. 1992г.
А. Краузе «Секреты шитья». Ташкент. 1988г.
М. А. Гусакова «Подарки и игрушки своими руками». М., Сфера 2000г.
И. В. Черныш. «Забавные поделки».
О. С. Молотоборова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров».
Для родителей.
Б. Никитин. Л. Никитина. «Мы и наши дети». Москва 1980г.
Татьяна Геронимус. «Я всё умею делать сам». Москва. 2001г.
Л. Майорова. «Если только постараться». Москва. 1983г.
Для обучающихся.
Наталья Денисова. «Пушистики и мохнатики» Шьём сами. Москва 2005г.
О. Полянская. «Шью, вяжу и вышиваю». Москва. 1989г.
Л. Майорова. «Если только постараться». Москва. 1983г.
Татьяна Геронимус. «Я всё умею делать сам». Москва 2001г.
Журналы «Лола». Москва. 1997г.
В. Вольных. Т. Чебунина. г. Вильнюс. Журналы «Барби». 1993г.