Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости»

Ирина Волкова
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общекультурного направления

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Азбука вежливости“» размещена в разделах

1.2 Актуальность программы заключается в востребованности услуг по обучению детей основам этикета, нравственными нормами поведения, формированию умений правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, строить гармоничные отношения с людьми и природой.

1.3 Назначение программы заключается в оказании услуг, направленных на приобщение детей к богатому наследию человеческой культуры.

1.4 Целью программы является формирование у учащихся навыков культуры общения и правильного поведения в обществе.

1.5 Программа является модифицированной. В ее основу заложена программа по этике «Человек и окружающий мир» Н. В. Приваловой. При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.

1.6 По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.

1.7 По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами социальной адаптации.

1.8 По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по интересующей дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.

1.9 По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний по этикету и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в данной области знаний.

1.10 Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на формирование целостного и эмоционально-образного восприятия мира и доступность для детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем, ориентированность на запросы детей и родителей.

1.11 Исходной теоретической основой программы является положение о:

–предоставлении детям возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;

– воспитательном значении современного этикета (установленного порядка поведения и общения где-либо, который дает представление о моральных нормах и ценностях общества.

1.12 Главная идея программы заключается в сочетании различных видов деятельности учащихся с учётом их возрастных возможностей и ориентирует педагога на реализацию индивидуального подхода к ребёнку.

1.13 Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося. При этом её содержание ориентировано на технологии игрового обучения.

1.14 Срок реализации программы :

программа рассчитана на один год обучения;

– общая продолжительность обучения составляет 35 часов.

1. 15 Режим занятий:

– занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;

– принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию

здоровья.

1. 16 Возраст учащихся: 8 – 10 лет.

1. 17 Количество учащихся в группе: количество детей, выбравших курс по освоению данной программы, но не более 15 человек.

1.18 Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.19 Программа реализуется по безоценочной системе.

1.20 Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:

– теоретические занятия;

– практические занятия;

– индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы.

1.21 Формы подведения итогов реализации программы :

– текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;

– итоговый контроль осуществляется в течение учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени в форме мониторинга по результатам участия учащихся в викторинах, турнирах по изучаемым темам программы.

2. ЗАДАЧИ

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

– познакомить учащихся с правилами поведения и культуры общения в различных жизненных ситуациях;

– развивать у детей познавательный интерес к этике поведения и общения;

– научить распознавать понятия «этика», «этикет», «культура», «вежливость» и их компоненты;

– способствовать формированию у учащихся устойчивых навыков культуры поведения и общения с людьми и природой;

– воспитывать такие качества, как доброта, гуманность, стремление к высоким идеалам, к творчеству.

3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие предметные компетенции:

– уметь распознавать понятия «этика», «этикет», «культура», «вежливость» по их характеристикам;

– уметь соблюдать правила культуры поведения и общения во всех жизненных ситуациях;

– знать и понимать сложности, глубину и радость искусства человеческого общения;

– уметь применять навыки культуры поведения, общения и внешнего вида;

– осознавать свои поступки, уметь различать «что такое хорошо и что такое плохо»;

– проявлять самостоятельность в поступках, в оценке культуры речи, одежды, общения и поведения.

Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции – уметь формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету; выбирать целевые установки для своих действий и поступков.

2. Учебно-познавательные компетенции – уметь пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности.

3. Социокультурные компетенции – иметь представление о социальных нормах и ценностях; владеть этикой взаимоотношений.

4. Коммуникативные компетенции – уметь выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.

5. Информационные компетенции – владеть навыками работы с различными источниками информации; осознанно воспринимать информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое.

6. Здоровьесберегающие компетенции – уметь позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Зачем быть вежливым? (2 часа)

Понятие об основных правилах поведения и общения, принятых в обществе. Сферы человеческого общения. Игра «Путешествие по реке вежливости». Игровые экспресс-тесты.

Как вести себя на улице? (4 часа)

Понятие «улицы». Правила дорожного движения. Правила поведения на улице.

Игра «Помоги прохожему», игра «Светофор», игра «Дорога».

Как вести себя в гостях? (3 часа)

Правила поведения в гостях: как войти в дом, как приветствовать хозяина и других гостей, как вести себя и как уходить. Ролевая игра «Хозяин и гости», игры и викторины для развлечения гостей.

Как вести себя за столом? (3 часа)

Правила поведения за столом. Виды стола. Ролевые игры «Приятного аппетита», «Я за столом».

Как надо одеваться? (2 часа)

Требования к одежде: мода, вкус, опрятность. Игра «Найди отличия», ролевая игра «Ситуация».

Разговор о разговоре (4 часа).

Понятие об общении и речи. Средства общения : речь, мимика, жесты. Требования к общению. Ролевая игра «Найди лишнее…», игровые экспресс-тесты.

Как вести себя в общественных местах? (5 часов)

Понятие об общественном месте. Правила поведения в театре, кино, библиотеке, парке культуры, официальном учреждении, транспорте. Игра-тренинг «Я в …», кроссворд «На остановке», игровые экспресс-тесты.

Как стать точным? (5 часов).

История часов. Время и его измерение. Важность умения ориентироваться во времени, определять и контролировать время, выполнять всё вовремя. Игровые экспресс-тесты, игры, предназначенные для развития навыков точности и своевременности.

Помни об окружающих (4 часа).

Понятие об окружающих: родственники, товарищи, знакомые, посторонние. Нормы поведения, определяющие взаимоотношения с разными группами окружающих. Ролевая игра «Знакомство» (умение быстро знакомиться с людьми, игры, предназначенные для развития навыков поведения и общения. Игра-соревнование «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

Природа и человек (2 часа).

Правила поведения в лесу. Основы безопасного поведения на природе. Значение природы для человека. Экологические ситуации, «лесные игры», викторина «Мы – друзья природы».

Заключительное занятие «Турнир вежливых» (1 час).

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Так как дети, особенно в младшем школьном возрасте, не любят и почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, для реализации цели и задач необходимо использовать такие формы обучения, как уроки-сказки, турниры, праздники, викторины, театрализации. Применение таких форм позволит учащимся не только быстрее усвоить обязательные правила вежливости, но и научить большей самостоятельности в поступках и мыслях, получить первые трудовые навыки.

Знакомство с новым материалом необходимо завершать беседой, которая не только поможет определить уровень усвоения материала детьми, но и научить слушать собеседника, а не себя.

Кроме таких бесед на занятиях создаются игровые ситуации, к примеру: «Как бы я поступил, если бы оказался в такой ситуации?». Через эти игровые ситуации проявляются внутренний мир ребенка, его характер, образ мышления. Они способствуют формированию у учащихся положительных качеств характера, развитию мышления ребенка, его памяти, внимания, творческих способностей.

В целях расширения понятийного аппарата учащихся подбираются соответствующие теме занятия пословицы и поговорки, объясняется смысл фразеологизмов. Используется также такой методический прием, как включение детей в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться их активность. Этому служат «домашние сочинялки», а также игры: «Доскажи словечко», «Помоги герою» и другие.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Для более успешного усвоения программного материала учащимися и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:

– видеоряд, включающий иллюстрации к упражнениям

– репродукции произведений изобразительного искусства

– видеозаписи мультфильмов на нравственные темы

– раздаточный материал

– записи музыкальных произведений

– элементы костюмов для инсценировок

– магнитофон

– видеомагнитофон

– телевизор

– DVD-проигрыватель

– аудио- и видеокассеты

– диски

– доступ к фондам районной и поселковой библиотек

–доступ к информационно-коммуникационным сетям

Публикации по теме:

«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи программы 3. Формируемые компетенции 4. Содержание образования 5. Методическое.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы» Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста (5–7 лет) (срок реализации 2 года) I. Пояснительная записка. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного,.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленькие художники» 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности. Данная программа направлена на художественно.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Оригами» с детьми старшего возраста Пояснительная записка Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно «оригами». Оригами-искусство изготовления бумажных фигурок.

Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования «Умелые руки» Пояснительная записка. Интерес к обработке различных материалов у обучающихся велик. Они любят шить, моделировать, конструировать, клеить,.

Проект «Азбука вежливости» для детей 4–5 лет Методическая разработка проекта на тему «Азбука вежливости» для детей 4-5 лет Актуальность проекта: Мир, в котором мы живем, становится.

Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать.

Конспект тренинга «Азбука вежливости» Тренинг «Азбука вежливости». Программное содержание. Уточнять знания детей о понятии «вежливый человек». Вызывать желание детей использовать.

«Волшебный мир танца» — дополнительная общеобразовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА Дополнительная общеобразовательная программа ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Программа «Волшебный мир танца» (далее – программа).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости»
Опубликовано: 14 декабря 2015 в 17:02
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волкова (УИ 399522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД