Ирина Волкова
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Программа «Азбука вежливости» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общекультурного направления
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Азбука вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.2 Актуальность программы заключается в востребованности услуг по обучению детей основам этикета, нравственными нормами поведения, формированию умений правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, строить гармоничные отношения с людьми и природой.
1.3 Назначение программы заключается в оказании услуг, направленных на приобщение детей к богатому наследию человеческой культуры.
1.4 Целью программы является формирование у учащихся навыков культуры общения и правильного поведения в обществе.
1.5 Программа является модифицированной. В ее основу заложена программа по этике «Человек и окружающий мир» Н. В. Приваловой. При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6 По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
1.7 По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами социальной адаптации.
1.8 По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по интересующей дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
1.9 По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний по этикету и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в данной области знаний.
1.10 Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на формирование целостного и эмоционально-образного восприятия мира и доступность для детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем, ориентированность на запросы детей и родителей.
1.11 Исходной теоретической основой программы является положение о:
–предоставлении детям возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
– воспитательном значении современного этикета (установленного порядка поведения и общения где-либо, который дает представление о моральных нормах и ценностях общества.
1.12 Главная идея программы заключается в сочетании различных видов деятельности учащихся с учётом их возрастных возможностей и ориентирует педагога на реализацию индивидуального подхода к ребёнку.
1.13 Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося. При этом её содержание ориентировано на технологии игрового обучения.
1.14 Срок реализации программы :
– программа рассчитана на один год обучения;
– общая продолжительность обучения составляет 35 часов.
1. 15 Режим занятий:
– занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;
– принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
1. 16 Возраст учащихся: 8 – 10 лет.
1. 17 Количество учащихся в группе: количество детей, выбравших курс по освоению данной программы, но не более 15 человек.
1.18 Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.19 Программа реализуется по безоценочной системе.
1.20 Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
– теоретические занятия;
– практические занятия;
– индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы.
1.21 Формы подведения итогов реализации программы :
– текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
– итоговый контроль осуществляется в течение учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени в форме мониторинга по результатам участия учащихся в викторинах, турнирах по изучаемым темам программы.
2. ЗАДАЧИ
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
– познакомить учащихся с правилами поведения и культуры общения в различных жизненных ситуациях;
– развивать у детей познавательный интерес к этике поведения и общения;
– научить распознавать понятия «этика», «этикет», «культура», «вежливость» и их компоненты;
– способствовать формированию у учащихся устойчивых навыков культуры поведения и общения с людьми и природой;
– воспитывать такие качества, как доброта, гуманность, стремление к высоким идеалам, к творчеству.
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие предметные компетенции:
– уметь распознавать понятия «этика», «этикет», «культура», «вежливость» по их характеристикам;
– уметь соблюдать правила культуры поведения и общения во всех жизненных ситуациях;
– знать и понимать сложности, глубину и радость искусства человеческого общения;
– уметь применять навыки культуры поведения, общения и внешнего вида;
– осознавать свои поступки, уметь различать «что такое хорошо и что такое плохо»;
– проявлять самостоятельность в поступках, в оценке культуры речи, одежды, общения и поведения.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции – уметь формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету; выбирать целевые установки для своих действий и поступков.
2. Учебно-познавательные компетенции – уметь пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
3. Социокультурные компетенции – иметь представление о социальных нормах и ценностях; владеть этикой взаимоотношений.
4. Коммуникативные компетенции – уметь выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.
5. Информационные компетенции – владеть навыками работы с различными источниками информации; осознанно воспринимать информацию, уметь выделять в ней главное и необходимое.
6. Здоровьесберегающие компетенции – уметь позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Зачем быть вежливым? (2 часа)
Понятие об основных правилах поведения и общения, принятых в обществе. Сферы человеческого общения. Игра «Путешествие по реке вежливости». Игровые экспресс-тесты.
Как вести себя на улице? (4 часа)
Понятие «улицы». Правила дорожного движения. Правила поведения на улице.
Игра «Помоги прохожему», игра «Светофор», игра «Дорога».
Как вести себя в гостях? (3 часа)
Правила поведения в гостях: как войти в дом, как приветствовать хозяина и других гостей, как вести себя и как уходить. Ролевая игра «Хозяин и гости», игры и викторины для развлечения гостей.
Как вести себя за столом? (3 часа)
Правила поведения за столом. Виды стола. Ролевые игры «Приятного аппетита», «Я за столом».
Как надо одеваться? (2 часа)
Требования к одежде: мода, вкус, опрятность. Игра «Найди отличия», ролевая игра «Ситуация».
Разговор о разговоре (4 часа).
Понятие об общении и речи. Средства общения : речь, мимика, жесты. Требования к общению. Ролевая игра «Найди лишнее…», игровые экспресс-тесты.
Как вести себя в общественных местах? (5 часов)
Понятие об общественном месте. Правила поведения в театре, кино, библиотеке, парке культуры, официальном учреждении, транспорте. Игра-тренинг «Я в …», кроссворд «На остановке», игровые экспресс-тесты.
Как стать точным? (5 часов).
История часов. Время и его измерение. Важность умения ориентироваться во времени, определять и контролировать время, выполнять всё вовремя. Игровые экспресс-тесты, игры, предназначенные для развития навыков точности и своевременности.
Помни об окружающих (4 часа).
Понятие об окружающих: родственники, товарищи, знакомые, посторонние. Нормы поведения, определяющие взаимоотношения с разными группами окружающих. Ролевая игра «Знакомство» (умение быстро знакомиться с людьми, игры, предназначенные для развития навыков поведения и общения. Игра-соревнование «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Природа и человек (2 часа).
Правила поведения в лесу. Основы безопасного поведения на природе. Значение природы для человека. Экологические ситуации, «лесные игры», викторина «Мы – друзья природы».
Заключительное занятие «Турнир вежливых» (1 час).
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Так как дети, особенно в младшем школьном возрасте, не любят и почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, для реализации цели и задач необходимо использовать такие формы обучения, как уроки-сказки, турниры, праздники, викторины, театрализации. Применение таких форм позволит учащимся не только быстрее усвоить обязательные правила вежливости, но и научить большей самостоятельности в поступках и мыслях, получить первые трудовые навыки.
Знакомство с новым материалом необходимо завершать беседой, которая не только поможет определить уровень усвоения материала детьми, но и научить слушать собеседника, а не себя.
Кроме таких бесед на занятиях создаются игровые ситуации, к примеру: «Как бы я поступил, если бы оказался в такой ситуации?». Через эти игровые ситуации проявляются внутренний мир ребенка, его характер, образ мышления. Они способствуют формированию у учащихся положительных качеств характера, развитию мышления ребенка, его памяти, внимания, творческих способностей.
В целях расширения понятийного аппарата учащихся подбираются соответствующие теме занятия пословицы и поговорки, объясняется смысл фразеологизмов. Используется также такой методический прием, как включение детей в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться их активность. Этому служат «домашние сочинялки», а также игры: «Доскажи словечко», «Помоги герою» и другие.
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для более успешного усвоения программного материала учащимися и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:
– видеоряд, включающий иллюстрации к упражнениям
– репродукции произведений изобразительного искусства
– видеозаписи мультфильмов на нравственные темы
– раздаточный материал
– записи музыкальных произведений
– элементы костюмов для инсценировок
– магнитофон
– видеомагнитофон
– телевизор
– DVD-проигрыватель
– аудио- и видеокассеты
– диски
– доступ к фондам районной и поселковой библиотек
–доступ к информационно-коммуникационным сетям