Вера Горохова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Золотые узоры Хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная программа образования детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) «Золотые узоры Хохломы» выстраивает систему работы с детьми по ознакомлению их с искусством хохломской росписи. Общая цель этой работы - разностороннее развитие воспитанников средствами народного искусства в соответствии с ФГОС ДО. В первую очередь ее смысл в нравственно – эстетическом, художественном и интеллектуальном развитии ребенка в процессе доступной для его возраста деятельности. Программа «Золотые узоры Хохломы» дает детям возможность ощутить радость созидания, прикоснуться к истокам древнейшего самобытного искусства - хохломской росписи. В программе от возраста к возрасту постепенно усложняются задачи художественного восприятия произведений искусства, способствующих созданию у детей нравственно ценных мотивов в отношении к данному виду искусства, в том числе и мотивов практической деятельности. Также от группы к группе усложняются и задачи формирования изобразительных умений. Освоение народных художественных традиций требует художественного восприятия, воспроизведения и возможного творчества в собственной декоративной деятельности. Разнообразие художественных работ и материалов дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее приемлемый для него вид творчества при совместной с педагогом или самостоятельной деятельности. Поэтому на момент завершения обучения по предлагаемой программе появляется возможность проследить за ростом не только умений, навыков, но и творческих способностей детей.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа „Золотые узоры Хохломы“» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Данная программа адресована широкому кругу специалистов сферы образования: педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и ориентирована на широкий подход к использованию искусства в системе жизнедеятельности ребенка (введение в искусство, познавательное, социально – эмоциональное развитие на материале искусства, собственно художественная деятельность, смысл которой в развитии индивидуальности видения, понимания, отношения к искусству). Программа содержит рекомендации педагогам по организации образовательного процесса с детьми разного возраста на материале народного декоративного искусства хохломской росписи в течение учебного года и тематический план. Разработана серия занятий для непосредственно организованной образовательной деятельности по обучению детей элементам хохломской росписи, сочетающихся с другим содержанием и формами работы по изучению искусства родного края (с фольклорными праздниками, сказаниями, легендами, предметами быта и т. п.).
Работа по программе «Золотые узоры Хохломы» строится на принципах духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста:
воспитание и развитие детей декоративно – художественной деятельности осуществляется на основе народного художественного творчества, по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в искусстве и оно являет собой высокохудожественные образцы, достойные подражания. Поэтому, обучение декоративно – художественной деятельности ведется с применением подлинных предметов народного искусства.
Н. П. Сакулина отмечала, что «идеальный, хотя и трудно достижимый вариант – это применение подлинных предметов – образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров».
введение детей в мир декоративной художественной деятельности основано на близком, родном искусстве края - принцип «от близкого, родного искусства» родного края к искусствам других народов;
занятия декоративным творчеством рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на разностороннее развитие личности в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (Ст. 64 п. 2)
интегративный подход к разработке программы : установление взаимосвязи художественно – творческой деятельности с другими видами деятельности, интеграция знаний, чувств и поступков детей в отношении к искусству в повседневную жизнь;
процесс введения детей в мир народного искусства обеспечивается взаимосвязной деятельностью разных субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, работники музеев, мастера художественного производства и др.).
Программа «Золотые узоры Хохломы» предполагает её органичное включение в основной образовательный процесс ДОУ как часть образовательной программы ДОУ (парциальная программа, формируемая участниками образовательного процесса или как программа дополнительного образования детей дошкольного возраста. Самобытность нашей разработки заключается в учете особенностей социокультурной среды (мы живем в городе Семенове - столице золотой Хохломы, в городе с очень богатой историей, традициями, художественной культурой, и искусство Хохломы знакомо и близко детям). Это искусство еще и потому наиболее близко детям, что в течение многих лет наш детский сад являлся ведомственным учреждением фабрики «Хохломская роспись», где работали и продолжает работать основная масса родителей.
Родители, родственники семьи, соседи играют большую роль в приобщении воспитанников к искусству хохломской росписи. Ведь большинство населения города каким то образом связано с промыслом: многие работают на фабрике «Хохломская роспись» и владеют различными профессиями (резчики, токари, грунтовщики, лачильщики, художники по росписи изделий и др.). Некоторые семьи самостоятельно занимаются промыслом (так называемые «надомники»). Поэтому дети «хохломских» семей многое знают о Хохломе, свободно оперируют многими терминами, относящимися к промыслу. К тому же, наблюдая за теми операциями, которые осуществляются родителями, будь то в быту или на фабричном производстве, слыша разговоры взрослых, часто присутствуя при их общении в семье, обсуждении общих проблем, касающихся производства, производимой продукции, дети зачастую предстают перед своими сверстниками маленькими «мастерами», знающими многие тонкости труда изготовителей Хохломы.
Из этого следует, что пространство развития дошкольного учреждения и педагогического процесса в нем определяются включенностью специфики малого города, деятельности основного производственного предприятия в воспитательно – образовательный процесс ДОУ, что обеспечивает социальные условия развития ребенка – дошкольника средствами народного декоративного искусства хохломской росписи.