Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Анна Кулыгина
Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Чтобы охарактеризовать сюжетно-ролевую игруследует углубиться в научное определение игры. Играявляется непродуктивным видом деятельности. Мотив игры заключается в самом процессе, а не в ее результатах. Игра является однимиз видов человеческой деятельности. Игра – это интересное и сложное явление, которое привлекает внимание людей различных профессий [39, с. 136].Между игрой и речью имеется двусторонняя связь. Речьактивизируется и развивается в игрес одной стороны, а с другой –под влиянием развития речи самаигра развивается. Своидействия ребёнок обозначает словом, этим самым постигает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои чувства и мысли.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Приразыгрывании разных моделей жизненных ситуаций в сюжетно-ролевых играх у детей появляется естественная потребность в активной речи. Подвлиянием воспитания и обучения вырабатываетсяигра ребёнка, которая зависит от приобретения знаний, уменийи воспитания интересов. Индивидуальныеособенности ребёнка проявляются в игре с особой силой, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок выказывает разный уровень игрового творчества в зависимости от взаимоотношений с товарищами,содержания игры и выполняемой роли.

Отечественные и зарубежные ученые– философы, социологи, историки культуры (ГайнцЛибшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) анализируюторигинальность игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Ученые обозначают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в самоутверждения человека, формированиисоциального поведения, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Основнойвид игры ребенка дошкольного возраста– этосюжетно-ролевая игра. С. Я. Рубинштейн, охарактеризовавсюжетно-ролевую игру, подчеркнул, что сюжетно-ролевая игра – это наиболее самопроизвольное проявление ребенка и вместе с тем она выстраивается на взаимодействии взрослых с ребенком. Сюжетно-ролевой игреприсущи существенные черты игры: самостоятельность, активность, творчество, эмоциональная насыщенность и увлеченность детей [34, с. 44].

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников – это главный источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка. Важнейшей особенностью сюжетно-ролевой игры является присутствие в ней ситуации пусть и воображаемой. Воображаемая ситуация формируется из сюжета и ролей. Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в сформированном виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя функции взрослых и в общественной форме в специально организовываемых игровых условиях воссоздают деятельность взрослых и отношения между ними. Данные условия характеризуются использованием разных игровых предметов, заменяющихнастоящие предметы деятельности взрослых.

Дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно в этомзаключается самодеятельный характер игровой деятельности детей. Оригинальностью обусловлено особенности восприятия детей, связей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непринужденностью чувств. Созидательныйхарактер игровой деятельности обнаруживается в том, что старшие дошкольники перевоплощаются в того, кого они изображают, создают особую игровую жизнь и искренне радуются и огорчаются по ходу игры. Инициативныйинтерес к людям, к явлениям жизни, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок через игровые действия удовлетворяет. Каки сказкаигра, учит ребёнка проникнутьсячувствам и мыслями изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в широкий мир героических поступков и человеческих стремлений [42, с. 75].

Огромнаяроль принадлежит воображению вобогащении и развитии самодеятельности средних дошкольников, отражения фактов и творчеств воспроизведения и явлений окружающей жизни. Только силою воображения формируются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней возможность соединятьреальное обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей. В сюжетно-ролевых играх резко выступает жизнеутверждающий – оптимистический характер, успешно и благополучно заканчиваются самые трудные в них дела: пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных,капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури.

Ребёнокактивно воссоздаёт в творческой сюжетно-ролевой игре, моделирует явления реальной жизни, оставляя след на долгие годы,переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием. Основным содержанием игры в середине дошкольного детства делаются отношения между ролями, которые ярко выделены и очерчены. Доначала игры дети их называют. Игровыедействия выделяются, передают отношения к другим участникам игры, –если нарезается хлеб,если каша накладывается в тарелочки, то все это дается «детям» на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью, а уже не ради них самих.

Анализируя игры следует различать ее содержание и сюжет [29, с. 28]. Сюжет игры – это та область реальности, которая отображается детьми в игре (магазин,больница, семья, война).Конкретныеусловия жизни ребенка отражают сюжеты игр. Сюжетыигр изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. Содержание игры – это то, что воссоздается ребенком в качестве главного в человеческих отношениях.

Более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей выражено в содержании игры [22, с. 65]. Оно может воспроизводить лишь внешнюю сторону поведения человека только то, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности,с чем и как действует человек.

Детивоссоздают в игре конкретный характер тех отношений между людьми, который может быть разным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. К. Д. Ушинскийговоря о влиянии взрослых на игру детей, писал: «Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставлениемматериала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы закупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели» [40, с. 36].

Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая – краситьсяперед зеркалом и торопиться в гости, третья – постоянностирать и готовить, четвертая – читатьдетям книжки и заниматься с ними и т. п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр [21, с. 39].

Особаячувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что игра является социальной по своему содержанию,не только по своему происхождению.

Главной задачей воспитателя является обязанностьподсказать детям сюжет,научить детей играть. Предлагаядетям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает у детей, кем работают их родители, а затем дает старшим дошкольникам возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей. Дети ставят задачу – построитьгород «Счастья», после этого устанавливаются правила игры и распределяются роли[34]. Дети предложили нестроить темные дома – это было одно из правил. Дома должны быть радостные и светлые. Завершитьигру дети решили праздником «Наш любимый город». Но нужен и определенный жизненный опыт, т. к. детской фантазии недостаточно для такой игры и в этом роль воспитателя, который должен в нужный момент подключиться. Воспитатель должен тактично подсказать, как можно провести праздник в этом городе и каким должен быть город «Счастья».Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много - «Скорая помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т. д.

Основное в сюжетно-ролевой игре – ееколлективный характер. Детиучатся общаться в ходе сюжетно-ролевой игры,взаимодействовать согласно с определенной ролью, выражать свое мнение в ходе игры иозвучивать эту роль.

Не редко воспитатель сталкивается с тем, что дети не могут предложить ее тему, часто ссорятся при определении сюжета игры, ее правил и совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре. Данные обстоятельства ставят педагога или воспитателя в позицию тактичного вдумчивого руководителя, а затем и участника самой игры.

Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Данную игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К более длительной игре следует готовиться. Сюжет игры предлагаютдети. Сюжет уточняется, а далее ребятам предоставляется возможность подумать, что потребуется для оформления такой игры,родители могут помочь детям.

Основныепотребности ребёнка дошкольника находят выражение в игре. По ходу развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, просыпается внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая недоступна ему в реальной жизни. Ребенокберет на себя рольв игре, стремится подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Ребенокдействует самостоятельно играя, свободно выражает свои чувства, желания и представления. В игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе в отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай).

Дети постоянно растут и развиваются. Одноиз условий его полноценного роста и развития – движения. Вактивных движениях удовлетворяется потребность во всех видах игр, особенно в играх дидактических и подвижных. В распоряжении детей в сюжетных играх находятся каталки, коляски, автомобили, побуждающие их к разным движениям [29, с. 57].

Длястимуляции двигательной активности большими возможностями и совершенствования качества движений располагают разные строительно-конструктивные материалы (снег, песок,крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы).

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам. взаимным симпатиям. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом»[20, с. 139].

Внедрах сюжетной игры, в которой отражаются конкретные условия жизни ребенка, зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.

В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Так, он моделирует в игре то, что происходило с самим ребенком («Как мы с мамой и папой ходили вМакдоналдс», «Как меня подстригли в парикмахерской» и др.) или в мультфильме или сказке.

Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составлением индивидуального или коллективного рассказа, получением письма из другого детского сада (в нем описана игра, в которую любят играть дети, и ставится вопрос:«Как можно поиграть в эту игру по-другому?»).

Играя с ребенком, педагог «расшатывает» привычный ход игрового сюжета [22]. Например, принимает на себя роль «сладкоежки» или «иностранца», который посетил Макдоналдс. Становясь носителем неожиданной для ребенка игровой роли, педагог побуждает его к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. Педагог может вносить непривычные элементы в знакомые детям роли (например, официант-неумейка, который все время что-то роняет и все путает) побуждая их изменять свое ролевое поведение соответствующим образом. За счет использования непривычных элементов игра становится более эмоциональной, веселой.

Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд» (например, изготовление шапочек для работников Макдоналдса, цветного панно для витрины и др.).Выступая в позиции партнера-помощника, он побуждает детей фантазировать в речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль. А ты.»).

Организация игры в средней группе позволяет отказаться от жесткого зонирования группы на тематические уголки. В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку соответствующую замыслу. Так, если в младшем дошкольном возрасте предметно-игровая среда «ведет» за собой игровые замыслы, то в среднем дошкольном возрасте игровые замыслы детей постепенно начинают определять особенности структурирования игровой зоны. Важно, чтобы они были относительно закрытыми (ширмы, ткань, которая накидывается на стульчики, и др., что помогает ребенку целиком погрузиться в игровой мир.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр [26, с. 45]. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др., который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями.

Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»).

Иногда педагог выступает как носитель игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок [17, с. 30].

Итак, в среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений. появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.

Содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и т. д. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами – наоборот: правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. У ребенка развиваются способности к импровизации в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Кроме того, игра постепенно превращается в совместную деятельность [18, с. 49].

Сюжетно-ролевая игра ребенка 4-5 лет формируется под воздействиемобучения и воспитания, зависит от приобретения умений и знаний и воспитания интересов в жизни ребенка. Сособой силой в игре обнаруживаютперсональные особенности ребенка, при этом можно замечать, что один и тот же ребенок открывает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с друзьями.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как интересное и сложное явление служит одним из факторов, развивающих речь. Обозначая свои действия словами ребенок развивает речь. Жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх развивают естественную потребность в активной речи, поэтому речь детей среднего дошкольного возраста лучше всего развивать посредством игр.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно — ролевая игра для детей дошкольного возраста «Военные на учениях»Сюжетно — ролевая игра для детей дошкольного возраста «Военные на учениях» Цель: закрепить знания детей о военных профессиях. Задачи: закрепить знания о родах войск, о военных. Закрепить знания об обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2023 в 13:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кулыгина (УИ 1295854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД