Анна Кулыгина
Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Чтобы охарактеризовать сюжетно-ролевую игруследует углубиться в научное определение игры. Играявляется непродуктивным видом деятельности. Мотив игры заключается в самом процессе, а не в ее результатах. Игра является однимиз видов человеческой деятельности. Игра – это интересное и сложное явление, которое привлекает внимание людей различных профессий [39, с. 136].Между игрой и речью имеется двусторонняя связь. Речьактивизируется и развивается в игрес одной стороны, а с другой –под влиянием развития речи самаигра развивается. Своидействия ребёнок обозначает словом, этим самым постигает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои чувства и мысли.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Приразыгрывании разных моделей жизненных ситуаций в сюжетно-ролевых играх у детей появляется естественная потребность в активной речи. Подвлиянием воспитания и обучения вырабатываетсяигра ребёнка, которая зависит от приобретения знаний, уменийи воспитания интересов. Индивидуальныеособенности ребёнка проявляются в игре с особой силой, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок выказывает разный уровень игрового творчества в зависимости от взаимоотношений с товарищами,содержания игры и выполняемой роли.
Отечественные и зарубежные ученые– философы, социологи, историки культуры (ГайнцЛибшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) анализируюторигинальность игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Ученые обозначают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в самоутверждения человека, формированиисоциального поведения, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Основнойвид игры ребенка дошкольного возраста– этосюжетно-ролевая игра. С. Я. Рубинштейн, охарактеризовавсюжетно-ролевую игру, подчеркнул, что сюжетно-ролевая игра – это наиболее самопроизвольное проявление ребенка и вместе с тем она выстраивается на взаимодействии взрослых с ребенком. Сюжетно-ролевой игреприсущи существенные черты игры: самостоятельность, активность, творчество, эмоциональная насыщенность и увлеченность детей [34, с. 44].
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников – это главный источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка. Важнейшей особенностью сюжетно-ролевой игры является присутствие в ней ситуации пусть и воображаемой. Воображаемая ситуация формируется из сюжета и ролей. Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в сформированном виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя функции взрослых и в общественной форме в специально организовываемых игровых условиях воссоздают деятельность взрослых и отношения между ними. Данные условия характеризуются использованием разных игровых предметов, заменяющихнастоящие предметы деятельности взрослых.
Дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно в этомзаключается самодеятельный характер игровой деятельности детей. Оригинальностью обусловлено особенности восприятия детей, связей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непринужденностью чувств. Созидательныйхарактер игровой деятельности обнаруживается в том, что старшие дошкольники перевоплощаются в того, кого они изображают, создают особую игровую жизнь и искренне радуются и огорчаются по ходу игры. Инициативныйинтерес к людям, к явлениям жизни, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок через игровые действия удовлетворяет. Каки сказкаигра, учит ребёнка проникнутьсячувствам и мыслями изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в широкий мир героических поступков и человеческих стремлений [42, с. 75].
Огромнаяроль принадлежит воображению вобогащении и развитии самодеятельности средних дошкольников, отражения фактов и творчеств воспроизведения и явлений окружающей жизни. Только силою воображения формируются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней возможность соединятьреальное обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей. В сюжетно-ролевых играх резко выступает жизнеутверждающий – оптимистический характер, успешно и благополучно заканчиваются самые трудные в них дела: пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных,капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури.
Ребёнокактивно воссоздаёт в творческой сюжетно-ролевой игре, моделирует явления реальной жизни, оставляя след на долгие годы,переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием. Основным содержанием игры в середине дошкольного детства делаются отношения между ролями, которые ярко выделены и очерчены. Доначала игры дети их называют. Игровыедействия выделяются, передают отношения к другим участникам игры, –если нарезается хлеб,если каша накладывается в тарелочки, то все это дается «детям» на обед. Действия ребенка становятся короче, они не повторяются и сменяют одно другим. Действия выполняются ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью, а уже не ради них самих.
Анализируя игры следует различать ее содержание и сюжет [29, с. 28]. Сюжет игры – это та область реальности, которая отображается детьми в игре (магазин,больница, семья, война).Конкретныеусловия жизни ребенка отражают сюжеты игр. Сюжетыигр изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. Содержание игры – это то, что воссоздается ребенком в качестве главного в человеческих отношениях.
Более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей выражено в содержании игры [22, с. 65]. Оно может воспроизводить лишь внешнюю сторону поведения человека только то, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности,с чем и как действует человек.
Детивоссоздают в игре конкретный характер тех отношений между людьми, который может быть разным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. К. Д. Ушинскийговоря о влиянии взрослых на игру детей, писал: «Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставлениемматериала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы закупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели» [40, с. 36].
Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая – краситьсяперед зеркалом и торопиться в гости, третья – постоянностирать и готовить, четвертая – читатьдетям книжки и заниматься с ними и т. п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр [21, с. 39].
Особаячувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что игра является социальной по своему содержанию,не только по своему происхождению.
Главной задачей воспитателя является обязанностьподсказать детям сюжет,научить детей играть. Предлагаядетям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает у детей, кем работают их родители, а затем дает старшим дошкольникам возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей. Дети ставят задачу – построитьгород «Счастья», после этого устанавливаются правила игры и распределяются роли[34]. Дети предложили нестроить темные дома – это было одно из правил. Дома должны быть радостные и светлые. Завершитьигру дети решили праздником «Наш любимый город». Но нужен и определенный жизненный опыт, т. к. детской фантазии недостаточно для такой игры и в этом роль воспитателя, который должен в нужный момент подключиться. Воспитатель должен тактично подсказать, как можно провести праздник в этом городе и каким должен быть город «Счастья».Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много - «Скорая помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т. д.
Основное в сюжетно-ролевой игре – ееколлективный характер. Детиучатся общаться в ходе сюжетно-ролевой игры,взаимодействовать согласно с определенной ролью, выражать свое мнение в ходе игры иозвучивать эту роль.
Не редко воспитатель сталкивается с тем, что дети не могут предложить ее тему, часто ссорятся при определении сюжета игры, ее правил и совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре. Данные обстоятельства ставят педагога или воспитателя в позицию тактичного вдумчивого руководителя, а затем и участника самой игры.
Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Данную игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К более длительной игре следует готовиться. Сюжет игры предлагаютдети. Сюжет уточняется, а далее ребятам предоставляется возможность подумать, что потребуется для оформления такой игры,родители могут помочь детям.
Основныепотребности ребёнка дошкольника находят выражение в игре. По ходу развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, просыпается внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая недоступна ему в реальной жизни. Ребенокберет на себя рольв игре, стремится подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Ребенокдействует самостоятельно играя, свободно выражает свои чувства, желания и представления. В игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе в отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай).
Дети постоянно растут и развиваются. Одноиз условий его полноценного роста и развития – движения. Вактивных движениях удовлетворяется потребность во всех видах игр, особенно в играх дидактических и подвижных. В распоряжении детей в сюжетных играх находятся каталки, коляски, автомобили, побуждающие их к разным движениям [29, с. 57].
Длястимуляции двигательной активности большими возможностями и совершенствования качества движений располагают разные строительно-конструктивные материалы (снег, песок,крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы).
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам. взаимным симпатиям. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом»[20, с. 139].
Внедрах сюжетной игры, в которой отражаются конкретные условия жизни ребенка, зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание. Так, он моделирует в игре то, что происходило с самим ребенком («Как мы с мамой и папой ходили вМакдоналдс», «Как меня подстригли в парикмахерской» и др.) или в мультфильме или сказке.
Готовый сюжет может задаваться разными способами: беседой с детьми, составлением индивидуального или коллективного рассказа, получением письма из другого детского сада (в нем описана игра, в которую любят играть дети, и ставится вопрос:«Как можно поиграть в эту игру по-другому?»).
Играя с ребенком, педагог «расшатывает» привычный ход игрового сюжета [22]. Например, принимает на себя роль «сладкоежки» или «иностранца», который посетил Макдоналдс. Становясь носителем неожиданной для ребенка игровой роли, педагог побуждает его к ролевой импровизации, демонстрируя новые варианты развития игрового сюжета. Педагог может вносить непривычные элементы в знакомые детям роли (например, официант-неумейка, который все время что-то роняет и все путает) побуждая их изменять свое ролевое поведение соответствующим образом. За счет использования непривычных элементов игра становится более эмоциональной, веселой.
Детей средней группы педагог включает в создание предметно-игровой среды, организуя эту деятельность по типу «игра-труд» (например, изготовление шапочек для работников Макдоналдса, цветного панно для витрины и др.).Выступая в позиции партнера-помощника, он побуждает детей фантазировать в речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру («Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой корабль. А ты.»).
Организация игры в средней группе позволяет отказаться от жесткого зонирования группы на тематические уголки. В группе необходимо выделить игровые зоны, в которых дети могут разворачивать любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группки и создавая обстановку соответствующую замыслу. Так, если в младшем дошкольном возрасте предметно-игровая среда «ведет» за собой игровые замыслы, то в среднем дошкольном возрасте игровые замыслы детей постепенно начинают определять особенности структурирования игровой зоны. Важно, чтобы они были относительно закрытыми (ширмы, ткань, которая накидывается на стульчики, и др., что помогает ребенку целиком погрузиться в игровой мир.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр [26, с. 45]. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др., который может использоваться по-разному, так как он сам по себе развивает воображение, способность действовать с предметами-заместителями.
Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: он просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?»).
Иногда педагог выступает как носитель игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории. Это помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Надо давать ребенку творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры, как-то завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать сказку; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок [17, с. 30].
Итак, в среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается : от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений. появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.
Содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Всякая роль предполагает определенные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и т. д. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами – наоборот: правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. У ребенка развиваются способности к импровизации в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Кроме того, игра постепенно превращается в совместную деятельность [18, с. 49].
Сюжетно-ролевая игра ребенка 4-5 лет формируется под воздействиемобучения и воспитания, зависит от приобретения умений и знаний и воспитания интересов в жизни ребенка. Сособой силой в игре обнаруживаютперсональные особенности ребенка, при этом можно замечать, что один и тот же ребенок открывает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с друзьями.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как интересное и сложное явление служит одним из факторов, развивающих речь. Обозначая свои действия словами ребенок развивает речь. Жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх развивают естественную потребность в активной речи, поэтому речь детей среднего дошкольного возраста лучше всего развивать посредством игр.