Антипина Анастасия Александровна
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью,
основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность
взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет
являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что
ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой
обстановке
С. Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры,
который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и
вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Для сюжетно-ролевой игры свойственны следующие черты:
эмоциональная яркость, энтузиазм детей, самостоятельность, энергичность,
творчество.
Согласно концепции Д. Б. Эльконина, сюжетно - ролевая игра является
проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста
с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием
внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно
реальными условиями жизни ребёнка в обществе
Виды сюжетно ролевых игр
1. Игры на бытовые сюжеты : семья, дни рождения, поход в гости.
2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин,
библиотека, почта, парикмахерская, больница.
3. Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты
и прочее.
4. Игры на темы литературных произведений.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные
манипуляции с куклами.
Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры
детей в старшем дошкольном возрасте
1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как
устойчивость, развитие, динамика.
2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.
3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового
творчества, формируется перспектива игры.
4. В коллективе детей происходит совместное моделирование
разнообразных взаимоотношений между людьми.
5. В коллективе детей происходит совместное построение развития
сюжета игры.
6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание,
применение разнообразных средств выразительности.
7. Речь дошкольника так же занимает значительное место в реализации
его роли в игре.
8. Важно применение предметной среды.
9. В коллективе детей при ведении сюжетно-ролевой игры становится
важным соблюдение правил.
В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной
инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в
существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и
приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Согласно мнению А. Н. Харчевниковой, ролевые игры детей старшего
дошкольного возраста не просто имитируют окружающую жизнь ребенка,
они являются выражением свободной деятельности детей. Ведь сочиняя и
копируя определенные действия, дошкольники проявляют свой характер,
свое осмысление жизни. Сюжетно-ролевую игру не стоит считать только
экспериментальной площадкой, на которой дети пробуют, подвергают
рассмотрению сведения о жизни, в данном виде игры происходит выработка
потребностей ребенка, переосмысление окружающего мира [54, с. 97].
Также основываясь на мнении Д. Б. Эльконина, стоит отметить, что
игра по своей сути имеет социальную природу. Сюжетно-ролевая игра имеет
определенные структурные компоненты
– сюжет;
– содержание;
– роль.
Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается
детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к
выбору сюжета, первоначально его обсуждают, на примитивном уровне
планируют развитие содержания. В последующей деятельности
формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых
впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов,
рассказы взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком при
помощи той роли, которую он на себя принимает. Роль является средством
осуществления сюжета и основным элементом сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка старшего дошкольного возраста роль – это его игровая
позиция. На протяжении дошкольного детства формирование роли в
сюжетно-ролевой игре совершается от осуществления ролевых действий к
ролям-образам.
В сюжетно-ролевой игре реализовываются два вида взаимоотношений
– игровые и реальные:
– игровые отношения – это отношения по сюжету и роли;
– реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров,
товарищей, которые исполняют совместное дело.
Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на
формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного
возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или
иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он
начинает осмысливать свое место в ней.
В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять
свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно ролевая игра
содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм
управления своим поведением, повиновения правилам формируется
собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных
типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее
трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для
импровизации, у детей развивается творческое воображение.
В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками
ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике
постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к
всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно
появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных
обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты
поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты.
Продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от
постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение
опыта содействует развитию социально-коммуникативных навыков ребенка-
дошкольника.
Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с
правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами
распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет
соответствующим содержанием.
Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в
ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений,
разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания,
распределении ролей, игрового материала – дети учатся учитывать интересы
партнеров по игре, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело.