Ульяна Михайловна
«Звуки [С]-[С’]». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-закрепить правильное звукопроизношение и различение звуков С-СЬ в словах, фразах, стихах;
-совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов различной структуры;
-делить слова на слоги;
-составлять слова из слогов;
-развивать зрительное восприятие, логическое мышление, слуховое, зрительное внимание и память;
-учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков С-СЬ;
-расширять кругозор детей;
-воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Материалы и оборудование: картинки, слоговые домики, фишки и схемы для звукового анализа, мяч, буква С.
Ход занятия
Организационный момент
Дети и логопед стоят в кругу.
Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Ребята улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.
Логопед: Какое у вас настроение после такого приветствия? (радостное, доброе, улыбчивое и тд)
- А для того, чтоб сегодня нам хорошо позаниматься необходимо себя подготовить к предстоящей работе. Давайте сделаем себе массаж.
Включается расслабляющая музыка
Самомассаж «Ручки растираем»
Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Дети присаживаются на стульчики.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Киска», «Качели».
Основная часть.
-Ребята, к нам на занятие пришли два друга.
Демонстрация картинки мальчиков.
- Хотите их увидеть? Это Саша (мальчик из России, а это Сян (мальчик из Китая). Они познакомились в интернете. Саша пригласил своего друга в гости, но для того, чтобы Сян смог приехать, необходимо пройти сложный тест по русскому языку. Особенно сложно ему даются звуки С и Сь. Он их путает и неправильно произносит. Давайте поможем ему подготовиться к экзамену. Вы хотите?
- А вы знакомы с этими звуками?
- Тогда дайте характеристику звуку С? А теперь звук СЬ.
Дети с помощью схемы дают характеристику звукам.
Игра «Внимательные ушки»
- Давайте научим Сяна различать эти звуки на слух. Я буду называть разные звуки, если вы услышите звук С, то хлопните, а если звук Сь, то топните.
Логопед произносит ряд звуков. Дети, когда услышат звук [С], хлопают в ладоши: П С М С К ГС
2) Логопед произносит ряд слогов. Дети, когда услышат слог со звуком [С], вытягивают руки вперед: ПА СА МА СЫ
3) Логопед произносит ряд слов. Дети, услышав звук [С] в словах поднимают руки вверх: самокат, утка, горка, салют, утро, носок, вечер, нос.
Игра «Преврати» с мячом.
Са-ся, со-сё, су-сю, сэ-се, сы-си и наоборот.
Игра «Дразнилки»
Логопед произносит слога с твердым звуком [С], а дети с мягким звуком [Сь] са-са-са ся- ся- ся; со-со-со сё-сё-сё; су-су-су сю-сю-сю. И наоборот.
Игровое упражнение «Найди фотографию»
- Саша и Сян обменивались в интернете фотографиями. Но произошел сбой сети и все фотографии перепутались. Теперь мальчики спорят, где чья фотография. На фотографиях, которые делал Саша, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [С], а на фотографиях, сделанных Сяном, изображены предметы, в названии которых есть звук [С’].
- Давайте поможем мальчикам разобраться, где чьи фотографии.
Картинки: Масалет (самолет, басака (собака, носе (сено, …КАСТРЮЛЯ - «кастуля» АВТОБУС - «татобу», леседка (селедка, гусь
Игра «Сколько слогов?»
- Сколько слогов в слове самолет (3). Давайте проверим и тд
-А теперь я загадаю вам загадку без слов, а вы попробуете догадаться, какое слово я загадала. (Хлопаю)
1. Физминутка «Домашние птицы»
Движения выполняются в соответствии с текстом и по показу взрослого.
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Дети идут по кругу вперевалочку.
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад.
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, бьют руками по бокам.
А Петя петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: «кукареку!» Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.
- А теперь будьте дети так добры, тихо сядьте за столы.
Звуко - буквенный анализ слова САНКИ:
-Саша очень много рассказывал про свое зимнее развлечение, катание на санках. Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
Посчитаем, сколько звуков. (4)
Назовите первый звук. (С)
Назовите второй звук. (А)
Назовите третий звук. (Н)
Назовите четвертый звук. (К)
Назовите пятый звук (И)
-Уберите фишку обозначающую звук А и тд.
А теперь выложим это слово буквами.
- А какой буквой обозначаются звуки С и Сь. Правильно буквой С.
Игра «Внимательные глазки»
-Это, что за ералаш?
Взяли в руки карандаш.
Мы подумаем немножко.
И найдем букву С в окошках.
- Дети обводят правильную букву С.
Рефлексия.