Ирина Грунина
Сюжетно-ролевая игра для старшего дошкольного возраста «Ярмарка вакансий. Путешествие в мир современных профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере ребёнка. Она создаёт зону его ближайшего развития. Основным видом игры ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Её источник – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Методическая разработка направлена на изучение современных подходов в организации сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра для старшего дошкольного возраста „Ярмарка вакансий, Путешествие в мир современных профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Для достижения высокого качества в методической разработке представлено использование современных форм и технологий в организации и проведении различных сюжетов игры, модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий. Ценность данной методической разработки заключается в том, что она раскрывает все теоретические основы и методические рекомендации по организации сюжетно – ролевой игры, её классификацию.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию. Всё это достигается с помощью систематической работы педагога и родителей.
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детского сада в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Введение
Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников XXI века появились новые роли и новые игровые сюжеты. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума.
Главной целью нашей работы является: создание условий по организации современных сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. В работе педагога игра является средством реализации задач ФГОС ДО.
В данной методической разработке мы представляем современные подходы в организации сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте – Ярмарка вакансий «Путешествие в мир современных профессий».
В старшем дошкольном возрасте уровень овладения сюжетно - ролевой выше, чем в младшем. Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников обусловлены тем, что на данном возрастном этапе повышаются игровые умения и обогащается представление об окружающем мире. Старшие дошкольники стремятся самостоятельно создавать атрибуты к сюжетно – ролевым играм и сюжет приобретает масштабный характер.
Направлением нашей работы являлась непрерывная связь между педагогами, детьми, родителями и социумом по организации современной сюжетно-ролевой игры.
Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, педагогу необходимо не только знать её специфику, но и владеть информацией о её развитии.
3. Основная часть
Цель: создать условия по организации сюжетно-ролевой игры Ярмарка вакансий «Путешествие в мир современных профессий» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у старших дошкольников познавательный интерес о многообразии трудовой деятельности взрослых;
- побуждать детей, совместно с родителями и педагогами, подготавливать атрибуты к сюжетно – ролевой игре Ярмарка вакансий «Путешествие в мир современных профессий».
- формировать умения детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы – заместители;
- способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности; - формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности задуматься о выборе будущей профессии.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, способность совместно развертывать сюжет игры, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
-развивать навыки речевого общения, связной речи, умение высказывать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками по данной теме;
Воспитательные:
- побуждать детей реализовывать в играх правила культурного поведения, доброжелательности.
3.2. Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Для создания развивающей предметно – пространственной среды по теме «Мир современных профессий» соблюдался принцип максимального использования пространства групповой комнаты для самостоятельной деятельности детей и условное деление пространства на центры развития. В одном и том же центре, согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности.
Пополнили среду элементами, стимулирующими творческую, эмоциональную, познавательную и двигательную деятельность детей.
Организовали среду так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Все групповое пространство детям доступно.
Центр игры:
- создание построек для сюжетно-ролевой игры «Строители», «Путешественники»
- игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты; крупные напольные конструкторы
- дидактические игры по теме «Профессии»
Центр спорта:
- проведение игр малой подвижности «Морской круиз», «Пограничники»;
- игры-соревнования
Центр творчества:
- выставка художественной литературы
- фото - выставка «Профессия моей мамы/папы», «Кто работает в детском саду?»
- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм
- художественное творчество на тему «Моя будущая профессия»
- изготовление ширм для сюжетно - ролевых игр «Банковское дело», «Аптека»
- изготовление дидактической игры «Профессии разные нужны»
Вся РППС мобильна и легко транспортируется в любое пространство группы. Дети сами создавали игровую ситуацию, развивая свои творческие способности, активность, самостоятельность.
После игры и творческих заданий дети быстро убирают все в контейнеры, которые легко вставляются в стеллажи. В результате экономится время на приведение группы в порядок.
В раздевалке имеется информативный центр для родителей, где по данной теме были представлены работы детей: «Кем я хочу стать?» (рисование, консультации для родителей.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Правильно созданная РППС, является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия, а так же позволяет углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия.