Папки-передвижки

Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника

Татьяна Скрягина
Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.

Публикация «Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника» размещена в разделах

Не первый год педагогический коллектив МДОУ увлеченно работает по теме “Сотрудничество воспитателя и ребёнка как одно из условий развития детского творчества”.

Учитывая приоритетное направление ДОУ – экологическое воспитание детей дошкольного возраста, основные идеи комплексной программы “Детство” Бабаевой Т. И., Логиновой В. И. педагогический коллектив поставил перед собой следующие задачи:

• Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.

• Создание условий для эмоционального благополучия ребё нка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.

Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через студийные занятия художественно-ручным трудом.

• Укреплять здоровье детей дошкольного возраста посредством оперативной коррекции выявленных нарушений в опорно-двигательном аппарате.

• Формировать активную позицию помощника и защитника живой природы у детей дошкольного возраста.

Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.

Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.

Работа по формированию творческой личности посредством студийно-кружковой работы построена на основе следующих принципов:

1. Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста : общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).

2. Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);

3. Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);

4. Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;

5. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Вся кружковая работа в ДОУ условно делится на три направления:

1. Художественно – эстетическая направленность (кружок “Волшебные ножницы”, кружок “Читалочка”);

2. Интеллектуально-познавательная направленность (кружок “Капелька”);

3. Оздоровительная направленность (кружок “Крепыш”).

Программа студийно-кружковой работы составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (но как исключение могут заниматься дети младшего возраста). Образовательный процесс по студийно-кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель). Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 20 - 25 минут, во 2 половине дня.

Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.

Всю работу мы условно разделили на этапы (Приложение № 1, Приложение №2) :

Этап – подготовительный:

Основная задача на этом этапе подготовка и организация работе по данной теме.

На этом этапе очень важен выбор не только кружка, но и кто будет им руководить. С первых минут педагогу необходимо найти правильную эмоциональную волну общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым. Большую роль здесь играет педагогическая интуиция, опыт педагога. Он должен безошибочно “чувствовать” уровень сложности задания, будет ли интерес у детей, будет ли его подъем или спад.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания, существует ряд конкретных условий:

• организация рабочего пространства, т. е. места за детьми жёстко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по комнате, имеют право отказаться от участия на занятиях кружка и т. д.

• возможность ребёнка выбора цели из нескольких, т. е. педагог “предлагает” или дети самостоятельно выбирают, кто и чем будет заниматься, по своим силам и интересам.

• “открытый” временной конец занятия, позволяющий каждому ребёнку действовать в индивидуальном темпе.

Этап- моделирование системы работы по данной теме :

Педагоги ДОУ на этом этапе стремятся достичь конкретных целей при взаимодействии с детьми, используя разнообразные средства, методы и приемы педагогической деятельности.

Этап – совершенствование творческого самовыражения :

На этом этапе решаются следующие задачи: развитие и совершенствование специальных качеств и умений, развитие выразительности и артистичности, развитие способностей к самовыражению, творчеству, приобретение опыта выступлений на праздниках, концертах, конкурсах, выставках. Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе в своих способностях, повысить самооценку и самостоятельность.

Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей построено на основе:

• Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

• Наличия умного, творческого руководителя, который организует совместную деятельность, умело распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;

• Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;

• Демонстрирования воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с миром природы, искусства, людей, фольклора, рукотворным миром и т. д. ;

• Добровольного участия на занятиях кружка;

• Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;

• Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

• Понимания, что взрослый только посредник между ребёнком и миром “большого искусства”;

• Необходимости использования на каждом занятии синтеза искусств и природы;

• Игрового характера подачи любого материала;

• Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем, друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги не навязывают своего мнения детям, а участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.

На занятиях кружка “Волшебные ножницы” маленькие художники с удовольствием знакомятся с азами декоративного дизайна. Помогают приобрести незаменимый опыт творческого пути различные виды бумаги, ткани, краски, карандаши, восковые мелки и другой изобразительный материал. Богатый ассортимент средств для художественной деятельности дошкольников, позволяет активнее и разнообразнее экспериментировать с природными и искусственными материалами. Поощряем использование безопасных для малышей отходов промышленности, упаковок – так называемых “бросовых” материалов. Очень любят наши воспитанники, используя нетрадиционные техники, создавать пейзажи по временам года, картины родного края, иллюстрации к сказкам, рассказам. Детские работы получаются яркими, разнообразными, выразительными.

Любимы у воспитанников в нашем детском саду занятия кружка “Читалочка”. Атмосфера радостного творчества органична для детской поэзии. Педагог стремится донести до ребенка каждую поэтическую строку так, как задумал её сам автор: с ощущениями поэтического своеобразия, переливами разнообразных ритмов, музыкальности каждой строки. Ритм самого стихотворения, потешки подталкивает ребенка к действию, к движению, к образу. Фундаментом для творчества служит слияние поэзии и игры.

Увлеченно занимаются воспитанники в кружке “Крепыш”, имеющие диагноз плоскостопие. Для коррекционной работы инструктором по физической культуре оформлен специальный игровой материал, используется дополнительное оборудование: гидромассажные ванны, ребристые дорожки, коррекционные дорожки, тренажеры и пособия для профилактики плоскостопия, занятия плаванием. Игровой характер занятий позволяет разнообразить упражнения, повышает их эмоциональную насыщенность, желание выполнять порой такие трудные, но такие важные для здоровья задания.

Воспитание активной творческой личности невозможно без соприкосновения с природой. Приоритетное направление дошкольного учреждения, имеющиеся благоприятные условия позволяют руководителю кружка “Капелька” разнообразить жизнь дошкольников, сделать её ярче, увлекательнее, интереснее. Маленькие экологи знакомятся с многообразием форм жизни на Земле, получают элементарные научные знания о живых и неживых объектах природы посредством элементарной опытнической деятельности. Занимаясь в кружке, малыши постепенно осознают хрупкость жизни на Земле, понимают, что именно люди в ответе за соблюдение законов природы.

Без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка.

Организуя студийно-кружковую работу, руководители проводят индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.

В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, каждый из руководителей кружков проводит консультации, оформляет рекламный блок т. д. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, вызывающих огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми.

Студийно-кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ». Чумак А. С., воспитатель МБДОУ «Д/С «Настенька», г.

Консультация «Дизайн-деятельность, как средство развития творческой личности дошкольника» Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский д/с № 3 комбинированного.

Консультация для воспитателей «Сказка как источник развития личности ребенка и детского словесного творчества» Нравственная, эмоциональная сторона личности – это ее ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Гармония.

Организация проектной деятельности как один из способов развития познавательной и творческой личности дошкольникаОрганизация проектной деятельности как один из способов развития познавательной и творческой личности дошкольника Я хочу поделиться опытом по «организации проектной деятельности как один из способов развития познавательной и творческой личности дошкольника».

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДО «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» «Умейте.

Проблемное обучение как средство развития личности ребенка-дошкольника Проблемное обучение – средство развития личности ребенка – дошкольника. В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями,.

Семинар-практикум для родителей «Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже. [/i] Термин «конструирование» произошел.

Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника. Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 12:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Студийно-кружковая работа в ДОУ как источник творческого развития личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД