Нина Якимова
Консультация для воспитателей «Сказка как источник развития личности ребенка и детского словесного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственная, эмоциональная сторона личности – это ее ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать “головой”, что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказка как источник развития личности ребенка и детского словесного творчества“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально - нравственного развития ребенка можно предложить.
Путь этот лежит через художественную литературу и именно через сказку. Литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и страдание, измена и коварство и т. п. Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому, те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они, как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Но, во-первых, далеко не всегда (ведь хорошие, добрые книги читают всем детям, но какими они вырастают при этом разными по своим чувствам и отношению к окружающему) и, во-вторых, это происходит стихийно.
Очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы малыш мог содействовать, сочувствовать реально.
Сказка для ребенка, прежде всего – идеальный способ удержать возле себя взрослого. Мать вечно занята, у отца свой непостижимый ритм жизни, что для ребенка является постоянным источником тревоги. Редко, когда у взрослых находится время поиграть с ним, как хотелось бы ему, то есть самозабвенно, с полной отдачей, не отвлекаясь. Гарантировать это может только сказка. Пока сказка длится, мама рядом, а это так приятно – чувствовать себя под крылышком у мамы.
Если ребенок, прослушав одну сказку, просит рассказать ему еще одну – это отнюдь не значит, что она его действительно заинтересовала или что его заинтересовала только сказка – вполне возможно, что он просто хочет растянуть удовольствие, чтобы мама как можно дольше оставалась возле его кроватки или сидела, уютно устроившись вместе с ним в кресле. И чтобы ей тоже было удобно – иначе она, того гляди, вскочит и убежит…одновременно - происходит знакомство с родным языком, со словами, их формами и структурой. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывая ее, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого-нибудь предлога, и, тем не менее сказка, видимо, дает ему обильные сведения о языке. Силясь понять сказку, он одновременно прилагает усилия и к тому, чтобы понять слова, из которых она состоит, проводить аналогии между ними, делать выводы, расширять или сужать, уточнять или корректировать границы морфемы, протяженность синонимического ряда, сферу влияния прилагательного. В этом процессе «расшифровки» момент языковой активности – отнюдь не побочный, а такой же решающий, как и другие. Я говорю об «активности», чтобы лишний раз подчеркнуть: ребенок берет из сказки, из данной ситуации, из каждого жизненного события то, что его интересует, в чем он нуждается, ни на минуту не прекращая работы по отбору.
Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные» нужна сказка. Сказка нужна ребенку и для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко», о времени («давно – сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня - завтра») и др. Традиционное начало сказки «жил – был когда-то» ничем не отличается от - «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки – и ребенок очень скоро это обнаружит – иной, чем тот, в котором он живет.
Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения, она – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.
О том, что сказка-кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться, говорилось неоднократно. Говорилось и другое, что сказки чаще всего отражают архаичные, отсталые культурные модели по сравнению с социальной действительностью и техническими достижениями, с которыми будет сталкиваться, взрослея, ребенок. Но эти возражения отпадут, если принять во внимание, что сказки составляют для ребенка особый мир, некий театрик, отделенный от нас плотным занавесом. Мир не для подражания, а лишь для лицезрения. Но лицезрения активного, когда на первый план выступает не столько содержание сказки, сколько интересы слушателя. Примечательно, что, когда детство вступает в реалистическую пору, когда важнее всего содержание, сказка перестает интересовать ребенка; и происходит это именно потому, что ее «формы» перестали поставлять сырье для его жизнедеятельности.
Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и, что он в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.
Слушание – это тренировка. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретность образов, картин, явлений, представших в сознании ребенка; эти образы - представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точным повторением, копией увиденного, услышанного, пережитого ребенком. Это результат деятельности воображения, направленной на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях.
Словесное творчество детей может выражаться в разных формах:
в словотворчестве (в узком смысле, т. е. в создании новых слов, неологизмов; в сочинении стихотворений;
в сочинении собственных рассказов и сказок, в творческих пересказах.
Одним фактором, определяющим развитие словесного творчества детей, следует признать влияние фольклора.
Фольклор оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка, формирует художественные способности, психические свойства, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество, т. е. создает предпосылки для его возникновения; во-вторых, он оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь, определяет свой строй и стиль, питает ее своим материалом, дает образы, вооружает способом построения повествования.
Темы и образы сказок близки детям. Мир сказки в основе своей реален. Это семья, дом, природа. Герои сказок – или сами дети и их близкие – дедушка с бабушкой, сестры, братья, или хорошо знакомые ребенку животные. Но в действиях, в событиях – фантастичность: волшебные превращения, звери говорят и поступают как люди. Это сочетание – знакомый мир и чудесные превращения – притягательно для ребенка тем, что желаемое становится возможным. В силу высокой образности, изображаемое в сказке обретает для ребенка достоверность, и, поскольку детям свойственно «входить внутрь изображаемых событий» (А. Запорожец, они сопереживают с героями сказки.
Рассматривая вопрос об особенностях развития воображения и о типах построения детьми своих сочинений, М. Рыбакова приходит к выводу, что основным типом следует считать такое изложение, при котором сюжет развивается совершенно непроизвольно, действие детской сказки разворачивается беспорядочно, события совершаются без видимой связи с каким бы то ни было замыслом, ребенок не может сколько-нибудь логично и оправданно заканчивать повествование, и оно может продолжаться без конца.
На основе материалов нами сделаны некоторые выводы об особенностях детского словесного прозаического творчества и о характере влияния на него русского фольклора:
I. Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно – творческой, так как ее результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной.
II. Анализ детских сказок дает основание рассматривать их содержательную сторону, выделять тему, образы главных героев и действующих лиц (персонажей). Можно рассматривать форму детских сочинений, средства построения повествования, изобразительные и выразительные средства языка.
III. Анализ детских сочинений обнаруживает несомненное влияние русского фольклора.
Итак, соответствие принципов изображения в народной сказке особенностям восприятия детей само по себе еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества. Дети не используют всех возможностей народной сказки как образца для их собственной творческой словесной деятельности. Решающим положительным фактором является тут целенаправленное педагогическое воздействие взрослого, который организует творческий процесс ребенка.
Художественная литература:
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000.
2. Развитие речи дошкольника/Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1990
3. Шабицкая А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
5. Земцова, О. Н. От слова – к рассказу. Развиваем речь [Текст] / О. Н. Земцова – М. : ООО «Издательская Группа Аттикус», 2007. – 80 с. : ил.