Татьяна Рубцова
Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Синтез искусств как условие развития
творческого потенциала дошкольника.
Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира, которое существенно расширяет границы его личности. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Современная педагогика – педагогика искусства – приобщение детей к эталонным, классическим произведениям разных искусств.
Публикация «Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества, в котором «мыслящее искусство» всё более вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что можно определить, как «усыпляющее искусство». «Классический» в переводе означает «образцовый». Поэтому цель педагогов – ознакомить детей с высокими образцами классической музыки, литературы, живописи, театра, способствующими музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.
Синтез искусств, интегрированные подходы, творчество слова загадочные, глубинные, многообещающие. Слово synthesis с греческого переводится как соединение, сочетание и составление. Потребность в синтезе различных искусств у взрослого человека и ребёнка-дошкольника имеет принципиальные различия. Для большинства из нас потребность в синтезе – это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к воссозданию целостности восприятия мира, обращение к глубинным истокам человеческого бытия. Взрослый пытается «вернуться в детство», желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, комфорта, улыбки матери.
В последнее время мы всё чаще обращаемся в сторону детства, к тому особому миру, где каждый житель ощущает себя маленькой вселенной. Здесь разум, чувства, стремления говорят на одном языке. Жаль, что язык этот многие взрослые давно перестали понимать. Однако не в этом ли мире спрятаны сокровища, которые взрослые люди с помощью синтеза пытаются искусственно создать? Нам бы поучиться у детства, приглядет его ценностям, настроиться на его волну. Тогда быть может, наш «взрослый» синтез приобретёт дополнительное измерение, заговорив с ребёнком на одном языке.
Классическое искусство – дошкольникам.
Конечно, устраивать для дошкольников культурные события в детском саду очень полезно, но этого недостаточно. Важно обеспечить расширение «культурного пространства» ребёнка – продуманные и тщательно подготовленные родителями встречи с классическим искусством : посещение музеев, историко – культурных музеев – заповедников и другие мероприятия.
Музей, сосредоточенные в нём культурные ценности оказывают на дошкольников значительное развивающее воздействие.
Хотелось бы отметить важность не только музейной, но и театральной педагогики. Музыкальный театр в силу своей специфики (синтез различных видов искусства, зрелищности, праздничности способен оказать на дошкольника огромное влияние. Благодаря важнейшему выразительному средству – музыке – музыкальный театр может добиваться более высокой степени воздействия на зрителя, чем любые другие виды театрального искусства. Очень важно ввести детей в атмосферу музыкального театра, пробудить у них потребность в его посещении. Такие яркие культурные события оставляют в памяти заметный след, пробуждая стремление слушать «живую» музыку, интерес к познанию нового.
Посещение музыкального театра, музеев изобразительного искусства и краеведения, детской художественной галереи, филармонии, лекций - концертов, историко-архитектурных ансамблей, различных выставок и т. д. связаны с воздействием на дошкольника различных видов искусства : архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова, ландшафтного дизайна, флористики и др. Так же не забывать приобщать детей к самобытной региональной культуре. Ребёнок впитывает в себя разнообразные художественные впечатления, и это способствует обогащению его художественного и общекультурного развития.
Итогом встреч с классикой обязательно должно быть последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также полученных детьми ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах деятельности – музыкальной, театрализованной, художественно – речевой, изобразительной и др. При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.
Поэтому каждый родитель дома может создать «единое образовательное пространство» - мастерскую для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребёнка, его творческих способностей. В мастерской может быть музыкальный зал с различными детскими музыкальными
инструментами, театральная гостиная с костюмерной и гримёрной, изобразительная студия с необходимыми материалами для творческой деятельности детей, игротека, где они могут поиграть, обыграть полюбившийся сказочный образ, музыкально – художественный салон, в котором можно послушать классическую музыку и стихи, полюбоваться произведениями изобразительного искусства.
Одной из интересных форм является выполнение творческих заданий после прослушивания, беседы и анализа музыки. Можно передать настроение в творческом движении, игре на детских музыкальных инструментах. Самое главное делать всё это вместе с детьми. Договорившись между собой моно «озвучить» сказку, придуманную историю к собственным рисункам и т. д.
Интересна и игра – путешествие по сказкам («Сказка о царе Салтане», «Садко» Н. А. Римского – Корсакова, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Золушка», «Петя и волк» С. Прокофьева и т. д.) Вспомнить сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживить её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами и т. д. Можно превратиться в снежные хлопья, цветы, капельки, передавая пластикой движения, придумать своё продолжение сказочной истории и рассказать об этом в музыкальных импровизациях.
В изобразительном творчестве дети могут передать не только настроение музыки, процесс развития музыкального образа цветовой палитрой рисунка, но и отразить две темы: печальную грустную (обиженную Золушку) и светлую (Золушка надеется на лучшее, мечтает о счастье). Отношение к персонажу можно выразить изображением причёски, одежды оформлением портретов героев лентами, цветами, бантами и т. д.
В музыкальном творчестве (импровизация на детских музыкальных инструментах) можно передать и стук каблучков, биение сердца, страх, радость и т. д.
Встречу с классическим искусством в жизни каждого ребёнка трудно переоценить. Именно детство – тот особый, неповторимый период, когда ребёнок обладает повышенной любознательностью, эмпатией, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Ознакомление с высокохудожественными образцами подлинного искусства оказывает значительное воздействие не только на музыкальное, но и общепсихическое развитие ребёнка : мышление (прежде всего образное, речь, воображение. Классические музыка, хореография, литература, живопись, театр позволяют решать одну из важнейших задач художественного образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и одну из важнейших задач педагогики – воспитание культурного человека.