МААМ-картинки

Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника

Татьяна Рубцова
Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Синтез искусств как условие развития

творческого потенциала дошкольника.

Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира, которое существенно расширяет границы его личности. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Современная педагогика – педагогика искусства – приобщение детей к эталонным, классическим произведениям разных искусств.

Публикация «Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника» размещена в разделах

Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества, в котором «мыслящее искусство» всё более вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что можно определить, как «усыпляющее искусство». «Классический» в переводе означает «образцовый». Поэтому цель педагогов – ознакомить детей с высокими образцами классической музыки, литературы, живописи, театра, способствующими музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.

Синтез искусств, интегрированные подходы, творчество слова загадочные, глубинные, многообещающие. Слово synthesis с греческого переводится как соединение, сочетание и составление. Потребность в синтезе различных искусств у взрослого человека и ребёнка-дошкольника имеет принципиальные различия. Для большинства из нас потребность в синтезе – это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к воссозданию целостности восприятия мира, обращение к глубинным истокам человеческого бытия. Взрослый пытается «вернуться в детство», желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, комфорта, улыбки матери.

В последнее время мы всё чаще обращаемся в сторону детства, к тому особому миру, где каждый житель ощущает себя маленькой вселенной. Здесь разум, чувства, стремления говорят на одном языке. Жаль, что язык этот многие взрослые давно перестали понимать. Однако не в этом ли мире спрятаны сокровища, которые взрослые люди с помощью синтеза пытаются искусственно создать? Нам бы поучиться у детства, приглядет его ценностям, настроиться на его волну. Тогда быть может, наш «взрослый» синтез приобретёт дополнительное измерение, заговорив с ребёнком на одном языке.

Классическое искусство – дошкольникам.

Конечно, устраивать для дошкольников культурные события в детском саду очень полезно, но этого недостаточно. Важно обеспечить расширение «культурного пространства» ребёнка – продуманные и тщательно подготовленные родителями встречи с классическим искусством : посещение музеев, историко – культурных музеев – заповедников и другие мероприятия.

Музей, сосредоточенные в нём культурные ценности оказывают на дошкольников значительное развивающее воздействие.

Хотелось бы отметить важность не только музейной, но и театральной педагогики. Музыкальный театр в силу своей специфики (синтез различных видов искусства, зрелищности, праздничности способен оказать на дошкольника огромное влияние. Благодаря важнейшему выразительному средству – музыке – музыкальный театр может добиваться более высокой степени воздействия на зрителя, чем любые другие виды театрального искусства. Очень важно ввести детей в атмосферу музыкального театра, пробудить у них потребность в его посещении. Такие яркие культурные события оставляют в памяти заметный след, пробуждая стремление слушать «живую» музыку, интерес к познанию нового.

Посещение музыкального театра, музеев изобразительного искусства и краеведения, детской художественной галереи, филармонии, лекций - концертов, историко-архитектурных ансамблей, различных выставок и т. д. связаны с воздействием на дошкольника различных видов искусства : архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова, ландшафтного дизайна, флористики и др. Так же не забывать приобщать детей к самобытной региональной культуре. Ребёнок впитывает в себя разнообразные художественные впечатления, и это способствует обогащению его художественного и общекультурного развития.

Итогом встреч с классикой обязательно должно быть последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также полученных детьми ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах деятельности – музыкальной, театрализованной, художественно – речевой, изобразительной и др. При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.

Поэтому каждый родитель дома может создать «единое образовательное пространство» - мастерскую для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребёнка, его творческих способностей. В мастерской может быть музыкальный зал с различными детскими музыкальными

инструментами, театральная гостиная с костюмерной и гримёрной, изобразительная студия с необходимыми материалами для творческой деятельности детей, игротека, где они могут поиграть, обыграть полюбившийся сказочный образ, музыкально – художественный салон, в котором можно послушать классическую музыку и стихи, полюбоваться произведениями изобразительного искусства.

Одной из интересных форм является выполнение творческих заданий после прослушивания, беседы и анализа музыки. Можно передать настроение в творческом движении, игре на детских музыкальных инструментах. Самое главное делать всё это вместе с детьми. Договорившись между собой моно «озвучить» сказку, придуманную историю к собственным рисункам и т. д.

Интересна и игра – путешествие по сказкам («Сказка о царе Салтане», «Садко» Н. А. Римского – Корсакова, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Золушка», «Петя и волк» С. Прокофьева и т. д.) Вспомнить сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживить её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами и т. д. Можно превратиться в снежные хлопья, цветы, капельки, передавая пластикой движения, придумать своё продолжение сказочной истории и рассказать об этом в музыкальных импровизациях.

В изобразительном творчестве дети могут передать не только настроение музыки, процесс развития музыкального образа цветовой палитрой рисунка, но и отразить две темы: печальную грустную (обиженную Золушку) и светлую (Золушка надеется на лучшее, мечтает о счастье). Отношение к персонажу можно выразить изображением причёски, одежды оформлением портретов героев лентами, цветами, бантами и т. д.

В музыкальном творчестве (импровизация на детских музыкальных инструментах) можно передать и стук каблучков, биение сердца, страх, радость и т. д.

Встречу с классическим искусством в жизни каждого ребёнка трудно переоценить. Именно детство – тот особый, неповторимый период, когда ребёнок обладает повышенной любознательностью, эмпатией, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Ознакомление с высокохудожественными образцами подлинного искусства оказывает значительное воздействие не только на музыкальное, но и общепсихическое развитие ребёнка : мышление (прежде всего образное, речь, воображение. Классические музыка, хореография, литература, живопись, театр позволяют решать одну из важнейших задач художественного образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и одну из важнейших задач педагогики – воспитание культурного человека.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого потенциала дошкольников «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников» Мир будет счастлив только тогда, когда.

Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии, как условие успешного развития дошкольника в ДОУ». Чумак А. С., воспитатель МБДОУ «Д/С «Настенька», г.

Конспект НОД по рассматривание картины В. Тропинина «Кружевница». Синтез искусств Конспект Н. О. Д. по синтезу искусств для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Тропинина «Кружевница». Воспитатель: Кузнецова.

Консультация «Чтение сказок как средство для развития творческого потенциала детей» Консультация на тему: «Чтение сказок, как средство для развития творческого потенциала детей». Прививая вкус к вымыслу и умножая способы.

Консультация «Речевое и коммуникативное развитие дошкольника, раскрытие его творческого потенциала» Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния.

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных.

Музыкальное воспитание как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников Видео ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить вашему вниманию мою работу, тема которой: «Музыкальное.

Психологический климат в коллективе — фактор развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения Семирякова Елена Геннадьевна старший воспитатель ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ.

Семинар-практикум для родителей «Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже. [/i] Термин «конструирование» произошел.

Социальное партнёрство как условие успешного развития современного дошкольника Статья "Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника". Идеи социального партнерства и гумманизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника
Опубликовано: 21 августа 2018 в 15:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рубцова (УИ 1278186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД