Наталья Зеновьева
Развитие речи в старшей группе «Кошка с котятами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кошка с котятами»
Приоритетная образовательная область: Развитие речи.
Интеграция с другими образовательными областями: Познавательное развитие. Речевое развитие.
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО: развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Программное содержание:
Образовательные:
Публикация «Развитие речи в старшей группе „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
* Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план.
* Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя).
Развивающие :
* Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество
* Развивать в речи слова, обозначающие действия животного
* Развивать связную монологическую речь: учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта.
Воспитательные:
* Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
* Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы: наглядный - демонстрация иллюстраций; словесный - составление рассказа-сравнения, вопросы, объяснение, указания, речевой образец; практические - показ на примере воспитателя, словесные-артикуляционные упражнения; игровые - дидактическая игра, создание игровой ситуаций, загадки; репродуктивный метод; метод воспитания звуковой культуры речи.
Ход занятия (НОД, образовательной ситуации)
Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемые результаты решения задач
1. Вводная часть (мотивационный этап)
Сегодня мы будем составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, узнаете, когда отгадаете загадки.
ЗАГАДКА: У порога плачет,
коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт замурлычет, запоёт.
Значит, сегодня мы будем составлять рассказ по картине о кошке, вернее о кошке с котятами..
Прежде чем начать её рассматривать, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз: Вот окошко распахнулось Вышла кошка на карниз Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась, Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась, И уселась на карниз.
(Дети выполняют гимнастику в соответствии с текстом).
2. Основная часть (содержательный,деятельностный этап).
-Посмотрите и расскажите кто изображён на картине?. Расскажите о кошке? Какая она? Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? Кошка и двое котят. Смешные, озорные.
А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперёд и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите. (воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки) Открываем глаза.
Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину? Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? Я предлагаю вам поиграть в игру –вставайте в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будите подбирать ответ на вопрос.
СЛОВЕСНАЯ ИГРА С МЯЧОМ: Дети внимательно слушают аудиозапись. Мурлыканье, мяуканье. Рыжая, большая, пушистая. Детям по кругу передаётся мяч и они по очереди называют признаки.
«ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ КОШКА» Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок? Чем похожи все котята? Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок говорят что умеет делать кошка. (умывается языком. Прячет нос когда холодно, хорошо видит в темноте, песни поёт, у неё хороший слух, ходит неслышно, умеет выгибать спинку, царапается) (маленькие, пушистые). Один играет с клубком другой пьёт молоко. Они одного окраса и оба маленькие.
по характеру. Котёнок (Игрунчик) играет. Как ещё можно про него сказать? .А котёнок по кличке….(Мурзик)лакает молоко. Как по другому можно сказать?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА На ковре котята спят,
Просыпаться не хотят, Тихо спят,
спина к спине, И мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли,
Расшалилися они, Лапки вверх и все подряд,
Всё мурлыкают, шалят.
Вот идёт лохматый пёс, (резвится, прыгает, катает клубок) (пьёт, лижет наедается)
И зовут его Барбос, Здесь котята всё шалят? Расшугаю всех котят—ГАВ. (Действия выполняются на ковре, в соответствии с текстом.
) Как можно назвать всех, кто изображён на картине (кошачья семья)
Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть?
А теперь подумайте, кто бы мог принести клубочки в комнату?
Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся (какие балованные котята,вот я вас накажу,не дам молока)
Ребята у меня ест корзинка с лоскутками ткани-все они разные. Найдите такие ласкутки ткани которые как вам кажутся похожи на кошку или котят.
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ. -Кто изображён на картине? Где происходит действие? -Кто бы мог оставить клубки?
И что здесь случилось?
-Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.. Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Так, молодцы ребята! А теперь я предлагаю вам раскрасить котят. Дети раскрашивают
и дают им имена. Молодцы ребята, до новых встреч!