Валентина Клепинина
Конспект занятия по развитию речи. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами. Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;
- Учит отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных;
- Уточнить и закрепить правильное произношение чистоговорок;
План:
I. Организационный момент:
1. Этюд» Улыбка»;
2. ЗКР. Чистоговорки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Составление сюжетного рассказа по картине „Кошка с котятами, Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
II. Введение в тему:
1. Загадка о кошке.
III. Сообщение темы:
1. Вывешивание картины «Кошка с котятами».
IV. Основная часть:
1. Рассматривание картины;
2. Ответы на вопросы;
3. Грамматическая игра «Что умеют делать кошки?»;
4. Физкультминутка «Кошка»;
5. Составление сюжетного рассказа.
V. Итог занятия.
Материал: Картина «Кошка с котятами», мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой хороший сегодня день!
Этюд Улыбка.
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Улыбнитесь, как котик на солнышке, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от все души.
Дети улыбаются.
Воспитатель: Молодцы ребята! Садитесь на стульчики.
ЗКР. Чистоговорки.
Воспитатель: Послушайте чистоговорки и повторите их за мной.
ОШКА – ОШКА – ОШКА заботливая кошка
ТЫ – ТЫ – ТЫ – разноцветные коты
ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА пушистые котята
ТЁНОК – ТЁНОК – ТЁНОК маленький котёнок
Дети выполняют.
II. Введение в тему:
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз - загадка о домашнем животном. Отгадаете загадку, и узнаете о каком именно животном мы будем сегодня говорить.
Загадка:
Мохнатенькая, Усатенькая,
Молоко пьёт, Песенки поёт,
Мягкие лапки, А в лапках царапки.
Ответы детей: Кошка.
III. Сообщение темы:
Воспитатель: Правильно – это кошка! Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о кошке по картине «Кошка с котятами».
Вывешивается картина «Кошка с котятами»
IV. Основная часть:
Воспитатель: Как называется эта картина?
Ответы детей.
Воспитатель: Картина называется «Кошка с котятами». Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она?
Ответы детей: большая, пушистая…
Воспитатель: Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они?
Ответы детей: маленькие, тоже пушистые.
Воспитатель: Чем отличается кошка от котят?
Ответы детей: кошка большая, а котята маленькие
Воспитатель: А чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?
Ответы детей: один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый.
Воспитатель: Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко).
Ответы детей.
Воспитатель: Чем похожи все котята?
Ответы детей: все маленькие.
Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Ответы детей.
Котё нок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок).
Ответы детей.
Котё нок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает).
Ответы детей.
Серый котенок спит около мамы. А почему он прижался к маме-кошке?
Ответы детей.
Воспитатель: А котё нок по кличке: (называет кличку) лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Ответы детей.
Воспитатель: Рыжий котенок лакал молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки?
Ответы детей.
Воспитатель: Бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. Что же здесь случилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Самый озорной котенок – прыгнул на лавку и опрокинул корзину с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.
Грамматическая игра. «Что умеют делать кошки»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Я предлагаю вам встать. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?» (царапаться, спать, лакать, играть, мяукать, прыгать, бегать, выгибать спину, ласкаться, мурлыкать, шипеть)
Ответы детей.
Физкультминутка «Кошка»
Осторожно словно кошка от дивана до окошка
На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.
(Ходьба на носках, сесть на корточки и сжаться в клубок)
А сейчас пора проснутся подтянуться, улыбнуться.
(Встать на ноги, потянутся и улыбнуться)
Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну
(Прыжок на месте, пригибание спины)
И из блюдца молочко полакаю язычком.
(Имитация как кошка лакает языком)
Воспитатель: Молодцы садитесь на стульчики.
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?
2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Заслушиваются 4-6 рассказов детей.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
Примерный вариант рассказа.
Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал молоко, а самый озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и всё запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.
V. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята что мы делали сегодня на занятие? О ком мы составляли рассказ? Как называется картина, по которой составляли рассказ? Чей рассказ вам понравился и почему?