Алла БУЗАКИНА
Строительная игра как средство развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее развитие личности дошкольника, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Основная задача воспитания ребенка в программе Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» - «обеспечивать полноценное своевременное обогащение разностороннего психического развития и саморазвития личности дошкольника как неповторимой индивидуальность посредством содействия овладению им разнообразными видами деятельности»
Публикация «Строительная игра как средство развития личности дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Темочки
Человек – созидатель. Это основное его качество личности. Потребность созидать появляется уже в раннем детстве. Эта потребность в известной мере удовлетворяется в строительной деятельности детей.
Зачем людям строить? Взрослым – чтобы жить, так как шалаш остался местом отдыха и подростковой романтики. А ребенку? В том числе чтобы не плодить архитектурных монстров, когда подрастет. Мечта о собственном замке – одна из тех, что появляются в раннем детстве и иногда сопровождают человека всю его жизнь.
Конструирование по программе «Детский сад – дом радости» - это основа для всех видов игр. Процесс сооружения постройки подчиняется задачам, которые выдвигает сюжет игры, обслуживает его потребности. Дети строят в соответствии с требованиями игры.
«Игра – потребность человека идти к идеалу,
изучая свои возможности и способности»
Н. М. Крылова, доцент, к. п. н.
Игрой мы называем только ту деятельность, которую ребенок строит самостоятельно, выполняя деятельность, как систему взаимосвязанных компонентов на основе модели (Крылова Н. М., Логинова В. И.) :
1. Формулирование замысла.
2. Выбор предмета или материала для преобразования.
3. Подбор орудий или инструментов для преобразования.
4. Система действий, преобразующих материал.
5. Анализ продукта, его соответствие замыслу, а затем адекватная самооценка.
Только в игре ребенок с раннего возраста может проявить самостоятельность: выбрать игрушки, выбрать партнеров по игре, преодолевать трудности, логически связанные с сюжетом игры. Игра для дошкольника – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития личности.
Значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.
Строительная игра – это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. Значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.
Строительные игры имеют большое значение для организации детского коллектива, воспитывают волевые качества, умение доводить работу до конца, преодолевая при этом встречающиеся трудности.
Основным условием обогащения строительной игры является формирование у детей опыта конструктивной деятельности. Особенность конструктивной деятельности по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» - это «сделать конструкцию для кого-то, о ком-то позаботиться». (Н. М. Крылова) Причем, в строительной игре создаваемая постройка имеет практическое назначение, в то время как сам процесс конструирования может носить условный характер.
Чем шире кругозор детей, чем больше у них сведений об окружающей жизни, тем богаче их конструктивные замыслы, тем более высокие требования они предъявляют к своим постройкам.
В основе строительных игр лежат детские конструктивные способности и умения, что приближает данный вид игр к созидательной человеческой деятельности.
Интерес к постройке, возникший в ходе игры, мобилизует умственные способности ребенка, и конструкции, созданные им, часто бывают значительно сложнее выполняемых на занятиях.
Развитие строительной игры определяется представлениями ребенка о назначении архитектурных сооружений и умениями решать конструктивную задачу самостоятельно и творчески. Дети строят разнообразные здания, мосты, стадионы, вокзалы и многое другое. Однако они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и вносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Для развития строительных игр созданы специальные условия: наборы деревянных строительных деталей для настольного и напольного конструирования, мягкие модули, наборы строительных деталей из поролона.
В строительных играх мы используем сюжетно-образные игрушки: матрешки, машинки, фигурки животных, фигурки сказочных персонажей.
Конструкция в игре - условная, ориентирована на удовлетворение игровой потребности.
Главное в игре – нравственность, воссоздание отношения заботы о ком-то! Вызывая у ребенка желание поиграть (особенно у мальчиков, мы старались вызвать у него сочувствие, нежность к персонажу.
Вдохновение для строительной игры дети черпают в сюжете, связанном с заботой о ком-то. Игра в «Детском садe – Доме радости» (строительная или сюжетно-ролевая) всегда начинается с персонажа – это жители. Установку на игру мы даем детям перед тихим часом – выставляем матрешек, коней, коровушек, сдвигаем столы и обозначаем игровое поле (речку, мостовую). Ведем разговор о том, кто и что будет строить, и где это будет находиться на игровом поле. Учим детей находить себе место в пространстве. А вот сама игра будет проходить вечером, после дневного сна.
Этап включения ребенка в игру очень значим. Мы стараемся найти для него завлекательный «манок» для игры, чтобы заиграло детское воображение. Так же наблюдаем, начинаются ли между игроками строиться взаимоотношения, считаются ли они с интересами партнера по игре. Так как перед нами стоит главная задача – от игры рядом к игре вместе. В строительной игре создаются благоприятные условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки. Например, мальчики построили пароход, а девочки играют с куклами. Стоит нам только предложить мальчиком покатать на пароходе «мамочек с дочками», как тут же на глазах разворачивается новая интересная и совместная игра.
Несомненно, строительные игры являются средством развития личности ребенка – это игры, которые способствуют подготовке детей к реальной деятельности. Самостоятельная работа над постройкой включает в себя целый ряд достаточно сложных задач:
1. Разработка проекта будущей постройки.
2. Изготовление отдельных деталей.
3. Подгонка этих деталей.
Когда дети начали игру, перед нами встает новая задача: наблюдать за тем, как дети строят, как передают через ролевой образ свое отношение к идеалу, который воссоздают. Пока дети выбирают, строят, бывает немного шумно, кажется, что нет порядка, а потом становится тише. Мы же в это время записываем факты наблюдения: все ли дети заняты, или кто-то не может найти себе дело, ведется ли строительство от персонажа или о нем пока не вспоминают.
В игре строительство представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют
различными деталями на протяжении нескольких дней в процессе обыгрывания.
Самостоятельные строительные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам
процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, дети гордятся результатами своей работы.
После окончания игры мы все вместе рассматриваем, кто что построил и как. При этом сначала оцениваем работу в целом, а затем каждого ребенка в отдельности. Дети должны получать удовольствие от анализа своей игры, самоутверждаться, находя аргументы достоинств своего образа. Для оценки игрового поведения главным становится выражение своего отношения к постройке, к товарищам – участникам единого игрового сюжета. Овладение самооценкой – так же значимая задача.
Строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.
За это время по данной теме нами был накоплен следующий материал:
- перспективные планы по конструированию для мл., ср., ст. групп;
- разработаны методические рекомендации для педагогов по строительной игре;
- изготовлены демонстрационные схемы-чертежи построек зданий, улиц, сказочной деревни;
- изготовлен макет улиц города;
- памятки для родителей «Детское конструирование. С чего начать?», «Купите мне конструктор»;
- приобретены сюжетно-образные игрушки, сказочные персонажи для обыгрывания построек;
- сшит лужок для строительных игр в деревню;
- составлен толковый словарь архитектурных терминов.
К. Д. Ушинский видел ценность игры именно в том, что в ней ребенок впервые чувствует себя самостоятельным, в ней он «уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».