Елена Сулимова
Воспитание нравственных качеств доброты, любви и заботы к близкому человеку
▼ Скачать + Заказать документы
Сулимова Елена Яковлевна
МБДОУ города Иркутска детский сад № 40
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОБРОТЫ, ЛЮБВИ И ЗАБОТЫ К БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Важную роль в жизни каждого человека независимо от уровня социального статуса, образования, половой принадлежности или религиозных убеждений играет – семья, она является первоначальной ячейкой общества Находясь еще в утробе матери, младенец слышите её ласковый голос, чувствует сильные и теплые руки отца у нее на животе. В каждой семье существует свой образ отношений, своя система поведения, которые культивируются в семье, при появлении на свет ребенок как губка впитывает все это.
Публикация «Воспитание нравственных качеств доброты, любви и заботы к близкому человеку» размещена в разделах
В семье, в которой все члены миролюбивые, уважают друг друга, относятся друг к другу с любовью и преданностью, человек вырастает чутким, добрым, умеющим любить. А там, где дети день и ночь слышат крики, упрёки, хамство и осуждения, унижение личности, человек вырастает со сломанной психикой. Как правило такие люди с трудом адаптируются в сложном и многообразном мире. Как правило общество таких людей отвергает, и они стараются занять определенное положение, действуя не во благо, а во вред.
Хочется привести в пример выражение советского педагога, писателя В. А. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В этом выражении автор поднимает вопрос важного значения семьи, как первичной обще социальной группы, где человек делает первые шаги в социализации, получает свой первый социальный опыт. Так как именно семья считается первым социальным институтом, который в первую очередь воспитывает, прививает личности морально-этические нормы. Проблема, которая поднимается автором, особенно актуальна в наши дни, именно в условиях современного общества последствия неправильного воспитания сказываются на поведении детей.
Каждый ребенок появляется на свет добрым. И для доброй жизни. В том, что малыш со временем теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Задача нас, взрослых, не дать исчерпаться этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети очень рано начинают чувствовать справедливость и любовь взрослых, а также своих сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательного отношения и пренебрежения.
На сегодняшний день Россия испытывает один из сложных исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в распаде духовно-нравственных основ личности.
Наши современные дети больше всего любят «общаться» с телевизором, компьютером, т. е. они практически выключены из жизни родителей, а это все приводит к взаимному непонимания в старшем возрасте. Современные родители очень заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут иной раз уделить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. Чтобы наши дети смогли выражать любовь, доброту, проявлять уважение и сострадание – этому их нужно учить.
Дошкольник энергично входит в мир социальных отношений, усваивает моральные правила, учится их выполнять. Это происходит в соответствующих возрасту видах деятельности. Приумножение практического опыта ведё т к развитию устойчивого поведения: ребёнок начинает вести себя правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык.
Одним их самых важных методов педагогического воздействия является применение игровых технологий: инсценировка образовательных ситуаций и игровых упражнений, направленных на осмысление эмоций и поступков (своих и окружающих людей); побуждение к самостоятельному мышлению и принятию социально приемлемых моделей поведения.
Новизна данной технологии заключается в глубоком погружении ребёнка в мир эмоций посредством игровых обучающих ситуаций, проживании им собственного эмоционального опыта.
Для воспитания у детей доброты, развития эмоциональной отзывчивости, можно использовать следующие игровые ситуации и упражнения:
Утренний сбор
«Инсценировка с игрушками – готовое решение»
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
«Поможем нашим игрушкам, друзьям»
Игровые ситуации типа «Наша забота нужна всем»
На мой взгляд эти технологии можно использовать не только в дошкольных учреждениях, но и в семейном кругу. Такие игры помогут не только сформировать доброжелательные отношения, но сблизить родителей и детей.
Научить ребёнка быть добрым и отзывчивым можно не только в игре, но и посредством творчества. Ведь мы воспитываем в детях добро, когда изготавливаем подарки своими руками и дарим их своим близким.
Создание подарков способствует формированию высоких нравственных качеств : доброты, любви к близкому человеку, заботливому и внимательному отношению.
Оказывается, традиция дарения подарков существует уже очень давно. Этот обычай существовал во многих странах, в том числе и в Древней Руси. Наши предки «подарок» называли словом «гостинец». На Руси существовало мнение, что вещь, подаренная от чистого сердца, окажется настоящим талисманом для ее нового владельца и будет оберегать от зла.
Считалось, что если что-то дарилось с добрыми помыслами и от всей души, то эта вещь способна приносить удачу, защищать от бед, оберегать от невзгод. И наоборот, если дарующий был неискренен, вручая подарок, или же презентовал его с дурными мыслями, то эта вещь способна принести несчастья. Не зря в русских народных сказках все «волшебные» вещи герои не покупают, не находят, а именно получают в дар от доброжелателей или недругов.
Когда ребенок создает поделки своими руками вместе с родителями, он не только развивает творческое воображение, моторику рук и свою фантазию - совместное творчество делает прочнее отношения между детьми и родителями.
Практически все дети очень радуются тому, что самостоятельно или вместе с родителями занимаются творческой деятельностью. А для родителей это замечательный повод провести свободное время вместе с детьми и получить от совместного творчества очень большое удовольствие.
Проводя совместную с родителями работу в группах, мы ставим перед собой следующие задачи:
сплотить родителей воспитанников и их детей;
радоваться своим успехам и удачам каждого;
повышать правовую культуру родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
создать «копилку» семейного опыта;
включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Нужно ли родителям принимать участие в конкурсах группы и детского сада? Непременно! Совместно с детьми папы и мамы готовят материал, делают поделки, что способствует стимулированию познавательной активности, сближает родителей с детьми, делает их настоящими партнерами.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает правильно выстраивать взаимоотношения друг с другом.
Именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка. И лучше всего это осуществляется через совместное творчество детей и родителей воспитанников.
Все люди добры с рождения, все мы запрограммированы на доброту. Практикуя эти ключи к доброте в детских садах, школах и дома, мы одновременно моделируем и помогаем нашим детям заложить основу для значимого взаимодействия с миром вокруг.
Каждый поступок доброты имеет значение. Даже малейший жест доброты говорит о том, что мы уважаем и ценим его. Благодаря доброте мы можем воодушевить наших детей стать силой добра и перемен в мире.
Список литературы:
1. Ядешко В. И. Дошкольная педагогика. [Текст] /Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М., «Просвещение», 1990.
2. Лопатина А. НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах : для занятий с детьми дошкольного возраста. [Текст]/ А. Лопатина, М. Скребцова - М. : Амрита, 2012.
3. Горшенина, В. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. [Текст] : 2-е изд. / В. В Горшенина, И. В. Самошкина, Н. П. Черкасова. М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. 160 с.
4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова /Дошкольное воспитание. 2001. № 9.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-istoriya-dareniya-podarkov-2112621.html