Мария Засыпкина
Статья: «Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией».
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией.
В настоящее время одно из самых часто встречаемых расстройств речи, среди детей дошкольного возраста, является дизартрия. Значение дизартрии для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы, в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В логопедической практике наиболее распространенными являются легкие формы псевдобульбарной дизартрии, имеющие стойкий характер, оказывающие отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а также заявляющие о себе в процесе коррекции особыми трудностями преодоления.
Публикация «Статья: „Влияние нарушений звукопроизношения на формирование фонематического слуха у детей с речевой патологией“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Дизартрия, как актуальная проблема современной реальности, интенсивно изучается в практическом и освещается в теоретическом аспектах научной литературы. В отечественной логопедии вопросы изучения дизартрии описаны в работах Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, М. Б. Эйдиновой и др.
М. Б. Эйдинова, Е. Н. Винарская описывают дизартрию как нарушение речи обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата и представляющее собой расстройства звукопроизношения и просодики (фонетики). Многие авторы единодушны в том, что при дизартрии нарушается целостность речевой системы, где нарушения той или иной стороны речи ведут к недоразвитию других сторон речевой функции. В. В. Виноградов отмечает: «в структуре языка, образующей единое целое, все составные части или элементы ее находятся в закономерных отношениях, закономерной связи друг с другом; звуковой строй, грамматика, словарный состав. взаимосвязаны и взаимоопределены».
Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова считают, что нарушения фонетической стороны речи, при данной форме речевой патологии оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие фонематического компонента речи.
По мнению Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, Н. Х. Швачкина фонетические и фонематические процессы – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, поскольку деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевом процессе функционируют как единое целое.
Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов отмечают, что при нарушенном речедвигательном анализаторе у ребенка формируется неправильное звукопроизношение, вследствии чего из-за нечетких и неправильных артикуляционных движений, поступающих в центральный отдел речеслухового анализатора, недостаточно формируется и фонематический слух. Недоразвитии фонематического слуха вследствие патологии речеслухового анализатора затрудняет слуховое восприятие и формирование четких кинестезий, необходимых для правильного звукопроизношения.
Е. Н. Винарская, так же отмечает, что нарушения звукопроизношения, как правило, вызывают вторичные отклонения в развитии функций фонематических процессов. По данным Е. Н. Винарской, Е. М. Мастюковой и других, правильное звукопроизношение служит базой для формирования фонематического слуха.
Д. Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи. Вследствие неправильного произнесения звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией, может наблюдаться недоразвитие фонематического слуха, так как у них не формируются нормированные связи между кинестетическим и акустическим образами, что вызывает трудности в восприятии и дифференциации фонем родного языка.
Характер описанных нарушений указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Без специального коррекционного воздействия ребенок с данной патологией не научится правильно произносить звуки речи, различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что в свою очередь негативно сказывается на формировании навыков чтения и письма (дислексия, дисграфия). В связи с этим, авторы считают, что своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний, и должна иметь комплексный характер в котором коррекция звукопроизношения сочетается с развитием фонематических процессов и совершенствованием лексико-грамматической стороны речи.
Список использованной литературы:
1. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - М. : ACT : Астрель, 2006. – 141 с.
2. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. С. Н. Волковой, Л. С. Шаховской - М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Правдина О. В., Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. вузов. / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
4. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.
5. Фомичева М. Ф., Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 198. - 239 с.