Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей и родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Развитие фонематического слуха у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать «кодом” языка. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с ОНР. У большинства из них нарушена не только функция распознавания и дифференциации фонем. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, астеническим синдромом, соматическими заболеваниями. Поэтому, у детей с ОНР снижены зрительное и слуховое внимания, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объём слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям. Без специальной системы обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому, я уделяю большое значение развитию фонематического слуха.
Признаками нарушения фонематического слуха являются :
1) Нарушение звукопроизношения (замены и смешение звуков);
2) Нарушение звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуски, перестановка гласных и согласных звуков, слогов);
3)Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляется в замене и смешении звуков.
В логопедической работе целесообразно применять такие, на первый взгляд, совсем простые игры, которые успешно помогают в развитии у детей слухового внимания.
В работе по формированию фонематического слуха можно выделить следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков.
В процессе специальных игр и упражнений я развиваю у детей способность узнавать и различать неречевые звуки:
1) Послушайте звуки за окном: " Что шумит?", "Что гудит?", " Кто разговаривает?";
2) "Где спряталась игрушка?" (ребёнок ориентируется на силу ударов в барабан)";
3) "Найди колокольчик?" (ребёнок узнаёт, за чьей спиной звенел колокольчик);
4) "Волшебные коробочки" ( в одинаковые коробочки помещаются различные сыпучие предметы: горох, фасоль, сахар, монеты и т. п., ребёнок узнаёт по звуку, что у неё внутри);
5) "Угадай, что звучит?" (используются музыкальные инструменты);
6) "Похлопаем" (дети повторяют заданный ритмический рисунок хлопками, например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, один хлопок. В усложнённом варианте малыши повторяют ритм с закрытыми глазами).
В своей группе мы постарались создать оптимальные условия для развития фонематического слуха и слухового внимания. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, пианино, металлофон, маракасы. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, коробочки с сыпучими предметами, разные виды бумаги. Развитие слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребёнка в детском саду.
На музыкальных занятиях и в группе знакомим детей с музыкальными инструментами, даём послушать, как они звучат. Далее проводится игра "Что звучит?". Также детей знакомим с музыкальными ритмами, учим различать на слух звучание марша, польки, вальса и т. д.
Во время процесса одевания на прогулку акцентируем внимание на звучание элементов одежды (виды застё жек: кнопки, молнии, липучки; виды тканей: шуршит - не шуршит). На прогулке воспитатель привлекает внимание детей к звукам улицы (шум дождя, ветра, шелест листьев, скрип снега, хруст сломанной ветки, пение птиц, звуки проезжающего транспорта, летящего самолёта и т. п.).
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На данном этапе дети учатся различению одинаковых звуков, звукокомплексов и слов, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса:
1) "Кто заблудился в лесу?" (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);
2) "Кто зовёт маму?" (угадай детё ныша животных: раздаются картинки с изображением домашних животных);
3) "Громко - тихо" (Педагог договаривается с ребёнком какие определённые действия тот будет выполнять, когда взрослый произносит слова громко и когда тихо);
4) "Три медведя" (ребёнок отгадывает, за какого из персонажей сказки говорит педагог. Можно предложить более сложный вариант: ребёнок сам говорит за медведя, медведицу и медвежонка, изменяя высоту голоса).
III этап - различие слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу:
1) "Подбери рифму" :
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные. (ватрушка, подушка, хлопушка);
Стали громко петь еноты, даже разучили… (соты, ноты, боты);
Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на. (вату, папу, жабу);
2) "Найди похожие слова" (показать картинки, названия которых близки по звучанию, дети отбирают те, которые отличаются одним звуком: рак, лак, сок, сом, коза, коса);
3) Ребенок внимательно слушает рифмовки-путаницы и ставит слова на место.
От конфет остались … БАНТИКИ. Завяжу на платье … ФАНТИКИ.
Съел я овощной … ХАЛАТ. А потом надел … САЛАТ.
4) "Подбери слово" (ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок. Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу)
БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ
Я тебе задачу дам
Слова расставить по местам.
В кассе я куплю…
И отправлюсь на …
У меня с собой …
В нем лежит большой…
5) "Подбери картинки" (Вслед за взрослым ребенок произносит название картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже: ПОЛЕНО—КОЛЕНО, БАТОН — ЛИМОН,
УТКА — ДУДКА, БУКЕТ—ПАКЕТ);
6) "Какое слово не подходит?" (выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-банан);
IV этап - дифференциация слогов.
На данном этапе дошкольники учатся различать слоги:
1) Что лишнее?" (Педагог произносит ряды слогов, например, ба-ба-па-ба, ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог);
2) "Запомни-повтори" (воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы, с наращиванием стечения согласных звуков: па-пта; ма-кма и т. п.)
3) Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками:
ПА—БО—ПЫ, ГО—КУ—ГА, ТО—ДУ—ТЫ
34 "Телефон" (педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух)
V этап - дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует с гласных звуков. В своей работе я использую 3 цвета для обозначения звуков: красный - гласные звуки, синий - твёрдые согласные звуки, зелёный - мягкие согласные звуки.
1) "Звуковой диктант" (произносятся гласные, затем согласные звуки, дети выкладывают символы);
2) "Собери звуки в коробочку" (дети собирают бусинки красного, синего, зелёного цветов называя соответствующие звуки).
3) "Поймай звук" (дети выполняют определённое действие, когда услышат заданный звук);
4) "Подари картинки" (дети выбирают предметные картинки на заданные звуки).
VI этап - развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
В своей практике я использую следующие игровые приё мы:
1) "Назови первый звук в слове" (утка, аист, утюг, ухо и др.);
2) "Назови последний звук в слове" (кот, дом стол и т. п.);
3) "Где живёт звук" (в начале слова, в середине слова, в конце слова);
4) "Слово рассыпалось" ( из заданных звуков составить слово: м, о, д - дом,
к, у, р, а - рука и т. п.);
5) "Запомни слова" (назвать слова с заданным звуком из предложений, рассказа);
6) "Измени слово" (ребёнку предлагается преобразовать слово путём замены одного звука (Маша - каша, нора - гора, рама - мама и т. д.);
7) "Назови слова" (ребёнку предлагается назвать слова на заданный звук, например, на звук "з" - замок, заяц, зубы, зонт).
Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности непременно произойдёт повышение качества речевого развития. Хорошо развитый фонематический слух является основой для формирования у детей навыков звукобуквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грамоте.