Ирина Чепурина
Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Публикация «Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.
Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.
На начальном этапе формирования фонематического слуха у детей можно выделить 6 ступеней:
1. Узнавание неречевых звуков
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
3. Различение слов, близких по звуковому составу
4. Дифференциация слогов
5. Дифференциация фонем
6. Развитие навыков звукового анализа
Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков
«Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами. «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
«Продавец и покупатель» для игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрпризов. Содержимое – различные крупы. Например, покупатель просит продать ему сахар, продавец предлагает угадать, в какой коробке он находится, коробочки не открываются, а встряхиваются.
«Найди игрушку» - ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
Игры на развитие речевого слуха :
Игры и задания, направленные на различение высоты,
силы и тембра голоса.
«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко.
«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
— Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? и т. п.
"Аленушка-ревушка"- цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:
У нас живет Аленушка,
Плакса девочка и ревушка.
Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка. Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка сказать, что же она хочет.
Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.
Игра «Нелепица» - логопед называет картинку то правильно, то неправильно. Ребенок хлопает в ладоши, подпрыгивает и т. д., когда слышит правильное произношение.
«Поэт» - логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает подобрать нужное слово.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные.
(перина, подушка, рубашка)
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту.
(тумбочку, дверь, книгу)
От грязнули даже стол
Поздним вечером.
(сбежал, ушел, ускакал)
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то.
(спички, щетку, ложку)
Тебе кукла, а мне - мячик.
Ты девочка, а я.
(игрушка, медведь, мальчик)
Игры, направленные на дифференциацию слогов
Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ
Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА
Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА
Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА
Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
Игры, направленные на дифференциацию фонем
«Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т. д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.
«Повторяй за мной только слова со звуком[ С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.
«Озорные звуки» – взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке, я сошью ему штанишки.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).
Игры на развитие навыков звукового анализа
«Назови картинки» - взрослый предлагает назвать и показать предметы с заданным звуком.
«Назови первый звук в слове» – назвать предметы на картинках, выделяя первый звук.
«Назови последний звук в слове» - назвать предметы на картинках, выделяя последний звук.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.