Получи документы

Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ

Ирина Чепурина
Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

Публикация «Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.

Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

На начальном этапе формирования фонематического слуха у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

3. Различение слов, близких по звуковому составу

4. Дифференциация слогов

5. Дифференциация фонем

6. Развитие навыков звукового анализа

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков

«Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами. «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

«Продавец и покупатель» для игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрпризов. Содержимое – различные крупы. Например, покупатель просит продать ему сахар, продавец предлагает угадать, в какой коробке он находится, коробочки не открываются, а встряхиваются.

«Найди игрушку» - ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Игры на развитие речевого слуха :

Игры и задания, направленные на различение высоты,

силы и тембра голоса.

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко.

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? и т. п.

"Аленушка-ревушка"- цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка. Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка сказать, что же она хочет.

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.

Игра «Нелепица» - логопед называет картинку то правильно, то неправильно. Ребенок хлопает в ладоши, подпрыгивает и т. д., когда слышит правильное произношение.

«Поэт» - логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает подобрать нужное слово.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные.

(перина, подушка, рубашка)

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту.

(тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол

Поздним вечером.

(сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то.

(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.

Ты девочка, а я.

(игрушка, медведь, мальчик)

Игры, направленные на дифференциацию слогов

Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ

Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА

Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА

Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА

Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;

Игры, направленные на дифференциацию фонем

«Повторяй за мной только звук [С]»предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т. д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]»предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.

«Повторяй за мной только слова со звуком[ С]»предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.

«Озорные звуки» – взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке, я сошью ему штанишки.

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).

Игры на развитие навыков звукового анализа

«Назови картинки» - взрослый предлагает назвать и показать предметы с заданным звуком.

«Назови первый звук в слове» – назвать предметы на картинках, выделяя первый звук.

«Назови последний звук в слове» - назвать предметы на картинках, выделяя последний звук.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.

Публикации по теме:

Формирование фонематического слуха «Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без.

Игры для развития фонематического слухаИгры для развития фонематического слуха Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай» Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление умения слушать,.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного.

Конспект НОД по развитию фонематического слуха в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет «Терем-теремок» Цели: -закрепить знания о гласных звуках -закрепить умение определять позицию звука в слове: начало, середина и конец -закрепить умение.

Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет» Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста 1,2 слайд. Я, Радостева Юлия Михайловна – воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» д. Извара.

Развитие фонематического слуха Зачем нужен фонематический слух. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы.

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом «дизартрия». Это связанно с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии,.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР 5–6 лет с использованием ИКТ «Характеристика звуков»Цель: учить детей давать характеристики звуков. Инструкция:«Произнеси данный звук, нажми на символы которые соответствуют.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 16:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематического слуха у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чепурина (УИ 515256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД