Елена Милюткина
Советы родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь – основа человеческого разума. Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Публикация «Советы родителям „Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь не прямая линия, он индивидуален и равномерен. Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью. Вовремя принятые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.
Наиболее часто встречающиеся дефекты произношения звуков у детей : нарушения свистящих звуков или шипящих звуков, не произношения звуков Л, ЛЬ или замена их другими звуками, недостатки произношения звуков Р и РЬ).
Существует ряд причин в возникновении этих дефектов:
- нарушение в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалия прикуса и др.)
- недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, слабые, не могут удерживать определенную позу)
- недоразвитие речевого дыхания.
Данные нарушения у детей можно предупредить. Наиболее целесообразные направления в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста - организация полноценной речевой среды.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (взрослых – родителей, членов семьи, сначала механического, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние выражается в создании активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т. д.
Отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения у ребенка стремление взрослых приноровиться к языку ребенка, сознательно искажая слова – сюсюкают, подражают речи ребенка. Ребенок не понимает, что взрослый говорит неправильно. Родители для него эталон. Подсознательно сравнивая свою речь со взрослой, он приходит к заключению: «я достиг совершенства, дальше развиваться не надо».
Замена общения с ребенком просмотром телепередач, фильмов, играми на компьютере, также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Ребенок должен не только воспринимать информацию, он должен учится пользоваться речью. Делать выводы, отвечать на вопросы, объясняя свои умозаключения. Вступая в диалог ребенок слышит свою речь, подсознательно корректирует ее, пытается проговаривать «трудные слова». Односторонняя связь не развивает, а отупляет ребенка.
Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:
- обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу интонацией, четко проговаривая окончания слов;
- каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;
- неправильно сказанное ребенком слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза правильно, не повторяя за ребенком его ошибок: «Нужно говорить не фрутки, а фрукты».. Правильное добровольное повторение слова следует поощрять похвалой. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ребенку еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
- спрашивать ребенка, почему он сделал то или иное умозаключение, как он понял фразу, ваш рассказ, прочитанное произведение. Т. к. ребенок в силу своего небольшого жизненного опыта может сделать совершенно немыслимые выводы : «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. - это пограничник на границе, с автоматом»
Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – Работа по развитию артикуляционного аппарата.
Существует универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз. «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка», «Качели», «Катушка», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Автомат», «Фокус». Описание этих упражнений можно найти в интернете или любой логопедической литературе. Опыт показывает, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным является формирование речевого дыхания, так как оно является энергетической основой нашей речи.
Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
Удлинять выдох - дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах; на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.
Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: «Хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт, «Собаке жарко» - часто подышать с высунутым языком.
Сложнее: носом вдох – живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик, ртом выдох - живот вбираем в себя. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Его нужно отработать до автоматизма. Плечи при вдохе не поднимать!
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания, т. к. затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.