Зульфия Матиева
Социализация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - важнейший период человеческой
жизни, не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная, неповторимая
жизнь. И от того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира,- от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняш-
ний малыш.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Социализация детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Детский сад – это первый в жизни ребенка общественный социальный институт. Умение жить среди людей развивает «социальный интеллект», формирование которого начинается в семье.
Дошкольный возраст- время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, на улице. Но для дальнейшего полноценного развития ребенка необходимо посещение дошкольного образовательного учреждения.
В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш родился на свет. Как правило, поступают в ГКП дети тех родителей, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; дети неполных семей, где кормильцем является мать, которая досрочно прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит на работу; так же категория детей, посещающих ГКП, которые находятся под присмотром бабушек и дедушек в связи с занятостью родителей. Ни для кого не секрет, как обстоят дела с очередями в дошкольные учреждения г. Сургут. На сегодняшний день очень актуален вопрос по организации детей в группы кратковременного пребывания (далее ГКП, которые пусть не на целый день, но хотя бы на полдня позволяют родителям оставить малышей в обществе своих сверстников. Не утешают и очереди в ГКП. Определить ребенка в эту группу непросто, как казалось бы. По 80-100 малышей записываются в очередь для поступления в ГКП. У молодых родителей есть возможность отдать детей на пребывание в детском саду на 3,5 часа. Это дети без путевок.
В большинстве случаев родители отдают детей, дабы облегчить адаптацию в основной группе ДОУ. Как и в основной группе, в ГКП тоже есть оплата за присмотр и уход за ребенком. Это в среднем около 500 рублей в зависимости от того или иного дошкольного учреждения и региона.
Воспитанники ГКП узнают, что помимо мамы и папы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться и поручения которых нужно исполнять. Ребенок учится общаться с другими детьми, знакомится с определенными правилами поведения и учится их соблюдать.
Деятельность ГКП направлена на реализацию новой модели дошкольной образовательной системы в современных социально-экономических условиях – обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей. ГКП преследует несколько важных задач:
-обеспечение охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
-осуществление психолого-педагогической консультативной помощи и просвещения родителей воспитанников;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
ГКП открывается приказом муниципального органа управления образованием на базе образовательного учреждения при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий. В зависимости от того или иного образовательного учреждения, ГКП различают с 3,5 и 5 часовым пребыванием детей без организации сна. ГКП является связующим звеном между семьей и основной группой. Дети, посещавшие ГКП, довольно безболезненно переносят адаптацию при переводе в основную группу. Ребенок, оставаясь с другими детьми и взрослыми, учится контактировать с ними, что способствует его дальнейшей социализации. Это важное условие усвоения социального опыта. Дети, которые 24 часа находятся в окружении семьи более робкие и замкнутые.
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В самые первые месяцы после рождения малышу непременно нужна мама и семья, которая его окружает. Необходимость в коллективе, в компании сверстников начинает быть острой потребностью к 3 годам жизни, но к этому моменту- вхождению в общество- малыша нужно подготовить. Естественно первые шаги к социализации начинается с прогулок в парках и детских площадках. Дети начинают общаться, строить отношения, которые не всегда будут гладкими и мирными, но это и есть путь обучения, иного нет.
Ранний возраст- это период от 1 года до 3 лет. Первый год жизни ребенка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития. Для детей этого периода жизни характерно чувственное познание ближайшего окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная активность и малая подвижность нервной системы, высокая степень отвлекаемости.
На втором году жизни развивается самостоятельность детей. Совершенствуется восприятие, речь, двигательная деятельность.
К концу третьего года жизни речь у детей становится средством общения со сверстниками. У него появляются индивидуальные навыки, предметная и игровая деятельность. Несмотря на все эти развития, ребенку нужна поддержка, забота и любовь матери. Начиная с раннего возраста, родители должны подготовить ребенка к адаптации в ДОУ.
Адаптация-это приспособление организации к новой среде, обстановке. Одна из главных причин, затрудняющих привыкание ребенка к детскому саду - это детские страхи. Малыши боятся незнакомых людей, общения с ними, новой обстановки и всего, что связано с ней. Дошкольник становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет. Последнее является глобальной проблемой во всех семьях. Другое общество, другие условия-все это влияет на организм ребенка с физической стороны. У большинства детей поднимается температура тела, проблемы со сном, быстрое переутомление. В большинстве случаев мальчики отстают в развитии от девочек. Нужно отметить, что они и адаптируются тоже тяжелее, нежели девочки. Это связано с тем, что они сильнее привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. И, конечно, не обходится без слез. Детские слезы – это нормально. Это опыт переживания негативных эмоций, без них нельзя, поэтому нет ничего страшного в том, что ребенок иногда плачет, «золотая слеза не выкатится»,- говорят по этому поводу в народе. Ребенок неразрывно связан с матерью, тем самым адаптация сказывается и на матери. Родители должны понимать, что адаптация это очень серьезно, и морально подготовиться к этому процессу. Необходимо создавать положительную атмосферу дома, больше внимания уделять ребенку, понимать его беспокойство и убеждать в том, что они его любят и обязательно заберут домой. Не менее важен душевный комфорт при расставании: чаще смотреть ребенку в глаза, обнять, прижать к себе и поцеловать. Как говорилось выше, ГКП является ключом между семьей и основной группой. И дети, которые посещают ГКП более уверенные, лояльные и с легкостью расстаются с родителями по сравнению с детьми, которые 24 часа находятся в семье. По сути ГКП отличается от основной группы ограничением во времени и отсутствием питания. В ГКП реализуется общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Образовательный процесс в ГКП осуществляется в соответствии с утвержденным заведующим режимом дня, расписанием непосредственно образовательной деятельности. Продолжительность занятий и режим работы организуется с учетом требований САНПиН. За время пребывания в группе дети развиваются, узнают много нового, отрабатывают культурно-гигиенические навыки, усовершенствуются навыки общения в социуме, развиваются творческие способности (это занятия рисованием, лепкой, аппликацией, обогащается словарный запас. Все это достигается при неразрывном общении воспитателя с родителями. Они хорошие союзники, организующие воспитательный процесс в единстве педагогических требований. Основа нормального развития и правильного воспитания дошкольника- режим. Режим- это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур.
Путь к познанию детьми окружающего мира лежит через игру. Игра- это главный структурный компонент в развитии малыша. Именно во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры. В план- программе ГКП обширно используются несколько видов игр: развивающих, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых, игр- забав, игр малой подвижности, игровых упражнений, ситуаций, игр со строительным материалом, музыкальных игр и мн. др. Также большая часть в режиме дня отводится прогулке. Это в среднем 1ч 50 минут из общего времени пребывания в саду. На прогулке дети наблюдают за окружающим миром: живой и неживой природой, учатся определять характер погоды. С помощью наводящих вопросов воспитателя отвечают на вопросы и тем самым самостоятельно делают выводы: почему тает снег, идет дождик, какая польза от солнца людям, животным и растительности.
Немаловажное значение выполняет знакомство с художественными произведениями. Художественное произведение- это воспроизведенная модель земли, окружающего мира в целом. Через произведения ребенок познает мир с разных граней. Это способствует эстетическому развитию детей.
С глубокой благодарностью высказываются в социальных сайтах родители воспитанников, посещавших ГКП. Эти высказывания все больше подтверждают актуальность и необходимость создания ГКП для маленьких детей.
Семья сеет зерна, а мы, педагоги, их взращиваем…
Список использованной литературы:
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях- М. ,1986
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии- М., 1998
Веракса Н. Е. ,Комарова Т. С. ,Васильева М. А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2013
Тимофеева Л. Л Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня- М., 2013
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология- М., 1999
Журнал «Югорское детство» Август-сентябрь 2012