Светлана Белякова
Рабочая программа группы кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по происшествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает знаний. В связи с этим наиболее востребованными стали группы для детей раннего дошкольного возраста. Исходя из современных социально-экономических условий, найден вариант функционирования групп для детей раннего дошкольного возраста в форме групп кратковременного пребывания. Инновационная деятельность в этой группе позволяет создать благоприятные условия для социализации дошкольников, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.
Публикация «Рабочая программа группы кратковременного пребывания» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Программа направлена на эстетическое развитие и воспитание личности ребёнка дошкольника средствами искусства.
Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного развития ребёнка 2-3 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребёнка, их творческого взаимодействия в художественно- деятельном общении.
Наряду с разработанной авторской программой художественно-эстетической направленности авт. : И. А. Лыковой, являющейся по сути своей комплексной, охватывающей несколько видов художественной деятельности, представленная программа не противоречит ей, но является узконаправленной, дополняющей основную базисную программу в реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественно-го развития средствами разных видов изобразительного искусства в эстетической деятельности.
Новизна программы – разработка, апробирование и внедрение новых вариативных форм работы с детьми, родителями. Результатом деятельности является обеспечение хорошей посещаемости детьми, адаптации в легкой форме, развитии художественно-эстетического восприятия. Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации программы – художественно-эстетическое развитие детей.
Данная программа позволит целенаправленно использовать творческий потенциал педагогов для создания условия по ознакомлению с искусством, с творческой игровой деятельностью с изобразительными материалами, для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью комплексно решать ряд проблем в расширении услуг по предоставлению общедоступного дошкольного образования, подготовки детей к школе и развития групп кратковременного пребывания детей, не охваченных услугами дошкольного образования. С одной стороны, они должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности отдавать детей в детский сад, с другой – призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую развивающую практику. Изобрази-тельная деятельность вызывает большой интерес у детей раннего возраста. Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания способствует развитию мел-кой моторики рук, быть инициативными в выборе средств. Программа направлена на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей 2-3 лет.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка.
Цель программы :
• содействие художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Основные задачи программы :
• Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-художественных средств.
• Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие образы хорошо знакомых предметов.
• Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, ритм, динамика)
• Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов.
• Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах и сочетаниях между собой.
• Взаимодействовать с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Принципы создания программы
Образовательный процесс строится на основе свободной самостоятельной деятельности взрослого с детьми.
Взрослый привлекает детей без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальные подход по нескольким направлениям:
- организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности;
- обогащение содержания деятельности детей, соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности
Принцип системности реализуется в систематизированном изложении основных проблем педагогики раннего возраста. Один из критериев развития ребенка – личностные новообразования.
Принцип деятельностного подхода реализован:
- в определении задачи, формирование самой деятельности как одной из основных в системе воспитания ребенка.
- в раскрытии своеобразия разных видов деятельности детей раннего возраста и использовании их в первую очередь с целью общего развития ребенка.
- в характеристике общения и предметной деятельности как ведущих в раннем возрасте.
Программа рассчитана на один год обучения. В каждой подгруппе занятия про-водятся по 15 минут. Дополнительно проводится индивидуальная работа с детьми в форме игр и упражнений по развитию сенсорных способностей, художественного восприятия, эстетических чувств, развитию способов эмоционального отклика.
Программа обеспечена методическим, наглядно- демонстрационным материалом, иллюстративным и литературным материалом. К учебно – методическим изданиям относятся разработки занятий по изодеятельности и художественному труду. К наглядно – методическим изданиям относятся тематические и дидактические плакаты, незавершённые композиции для выставочных коллективных работ, серия альбомов для детского художественного творчества.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи.
2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, расширить знания детей, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики.
Предполагаемый результат:
1. Родители будущих воспитанников детского сада получат информацию о детском саде.
2. Дети овладевают навыками: самостоятельности, творческой активности, инициативности, развивают мелкую моторику рук.
3. Обеспечение дошкольным образованием детей не посещающих ДОУ.