Татьяна Полтаржицкая
Формирование познавательно-речевых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью в группах кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Наши воспитанники – это дети, которые не выдерживают полный режим пребывания в основных группах из-за быстрой истощаемости нервной системы, дети у которых не сформированы бытовые навыки, дети с отягощенными диагнозами, дети – инвалиды. Время пребывания детей в группе всего 3 часа.
Несмотря на короткое время пребывания в группе, дети получают довольно объемную, комплексную, коррекционную помощь. С каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия со специалистами группы : педагогом-психологом, учителем-логопедом – 1 раз в неделю, с учителем-дефектологом - 2 раза в неделю. Подгрупповые занятия проводит учитель-дефектолог 2 раза в неделю, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель 1 раз в неделю. Все занятия проходят по 20 минут. Воспитатель проводит в группе ежедневные подгрупповые занятия по формированию и развитию продуктивных видов деятельности. Проводит индивидуальную работу, осуществляет театрализованную деятельность, чтение художественной литературы, а также совместные прогулки.
Темочки:
Все специалисты и воспитатели группы тесно взаимодействуют между собой, в планировании коррекционной работы придерживаясь единого лексико-тематического принципа. Это обязательное условие коррекционного воздействия. Также проводят совместные интегрированные подгрупповые занятия, развлечения, театрализованные игры, экскурсии, прогулки, участвуют в конкурсах художественного творчества. Также наши дети могут посещать дополнительные образовательные кружки.
Огромное значение отводится активному участию родителей в коррекционно-обучающем процессе, из-за кратковременности посещения детьми группы, родителям приходиться закреплять приобретенные навыки в домашних условиях. Специалисты консультируют родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучают родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком. От этого зависит результативность работы и динамика в обучении.
Цель деятельности групп кратковременного пребывания — оказание комплексной помощи детям с ОВЗ, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.
Принципы.
Единство диагностики и коррекции. Все коррекционное обучение строится на основе диагностики с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Диагностика по Е. А. Стребелева проводится 3 раза за учебный год.
Комплексный подход.
Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, сопровождающей, познавательной. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в лицо взрослому.
Деятельностный подход - развитие личности ребенка через разные виды деятельности в соответствии с интересами ребенка.
Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материла
Схема программного обеспечения.
Ребенок поступает в учреждение с протоколом обследования ПМПК, в котором рекомендована программа для коррекционного обучения. Для детей с интеллектуальной недостаточностью «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л. Б. Баряевой и О. П. Гаврилушкиной. На основе этой программы разрабатывается индивидуальная адаптированная программа. Обучение проводится весь учебный год до следующего ПМПК. В некоторых случаях ПМПК проводится через полгод
Методы работы.
- Наглядный включает в себя приемы: (рассматривание, наблюдение, иллюстрация, демонстрация)
- Словесный, включает приемы: (беседа, объяснение, рассказ, чтение)
- Практический, включает в себя приемы (игра, моделирование, упражнения, элементарные опыты, конструирование).
Все эти методы и приемы взаимосвязаны и используются комплексно.
Особенности развития высших психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Интеллектуальная недостаточность это нарушение познавательной деятельности ребенка, в результате раннего органического поражения центральной нервной системы, а также изменения психики в целом. У детей с данным диагнозом наблюдаются не только задержки развития интеллекта, но и проблемы в эмоционально-волевой сфере.
Особенности познавательной сферы.
Познавательное развитие значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру. Представления об окружающем мире отличаются неполнотой, фрагментарностью, склонностью к забыванию.
Преобладает нецеленаправленное или неадекватное использование предметов. Игра манипулятивная или процессуальная, сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется или только элементы.
Имеются грубые сенсорные недоразвития (в предметной деятельности, дети не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не формируются до конца сенсорные эталоны – эталоны величины, формы, цвета).
Трудности в установлении связи между предметами, событиями. Трудности в решении задач по типу переноса (так если дети не используют ЗУН которые приобрели при решении подобных задач).
Страдают или не развиваются все мыслительные операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение). Преобладает наглядно-действенное мышление. Не устанавливает причинно-следственные связи.
Не формируются бытовые навыки или частично. Дети не проявляют интереса к продуктивным видам деятельности. Нет самокритичности, отсутствует самоконтроль, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Мышление в своем развитии имеет предел в результате локального органического поражения коры головного мозга.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи - коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Запаздывание появления первых слов.
Медленно протекает процесс овладения фразовой речью.
Медленно образуются и закрепляются речевые формы (преобладание номинативного словаря, если есть предикативный словарь, то он состоит из бесприставочных глаголов).
Наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие (фонематические процессы формируются очень медленно).
Грубо нарушено звукопроизношение.
Отмечается бедность словаря (существенное преобладание пассивного словаря над активным).
Страдает лексико-грамматический строй (речь очень аграмматична).
Не формируются предпосылки словесно-логического мышления.
Наблюдаются эхолалии (отраженная речь). Это говорит об интеллектуальном нарушении и органическом поражении лобных долей головного мозга. У детей с нормой на раннем этапе речевого развития, тоже наблюдаются повторения чужой речи, но этот этап кратковременный и не носит патологического характера, так как у ребенка имеется и собственная речь.
Особенности планирования образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта.
Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам и не зависит от возраста, а зависит от его интеллектуальных возможностей.
Один этап плавно переходит в другой с усложнением и повторением предыдущего.
Речь:
На первом этапе обучения развиваем речь как при ОНР – I уровня. Мы побуждаем ребенка к речевой активности, проявлению интереса к предметному миру и человеку. Формируем указующий жест. Формируем и накапливаем пассивный и активный словарь. Вызываем во время игры звукоподражания и аморфные слова. Формируем номинативный словарь. Учим понимать и выполнять элементарные одноступеньчатые инструкции. Формируем номинативный и предикативный словарь и элементарную фразу.
На втором этапе обучения развиваем речь как при ОНР I-II уровня. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. Коммуникативный принцип построения занятий – ведущий. Формирование лексико-грамматического строя речи. Обучение рассказыванию по игрушкам и предметам, во время рисования, во время театрализованных игр. Большое внимание уделяется ознакомлению с литературными произведениями. Заучивание небольших четверостиший и стихотворений. Ведется работа над пониманием логических связей (причина-следствие, часть – целое).
На третьем этапе обучения развиваем речь как при ОНР II-III уровня. Основное внимание уделяется формированию связной речи и использование основных ее функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Формирование сложных предложений, употребление сложных предлогов. Рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ прочитанного текста, обучение рассказыванию. Рассказывание по схемам и символам. Включаем элементы обучения грамоте индивидуально, в зависимости от возможностей ребенка. Создаются предпосылки для развития словесно-логического мышления.
Познавательное развитие :
На первом году
Развивать сенсорно-перцептивную способность выделять предметы из окружающего мира на ощупь, на вкус, зрительно.
Формировать представление о себе, о частях собственного тела.
Формировать предметно-игровую деятельность, соотносящиеся движения обеих рук (вкладыши, матрешки, пирамидки).
Формирование сенсорных эталонов начинаем с понятий: «Такой – не такой», «Дай такой же», Сенсорные эталоны цвета, формы и величины. «Один – много», Усвоение количества в пределах двух.
На втором году повторяем все с первого года и добавляем классификацию, по одному признаку. Мыслительные операции сравнения предметов: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий. Формируем простые обобщающие понятия. Усвоение временных понятий (зима - лето) и частей суток (день – ночь). Усвоение количества в пределах трех.
На третьем году классификация по двум признакам, добавляем более сложные обобщения. Усвоение временных последовательностей всех времен года и частей суток. Усвоение количества в пределах пяти. Развиваем графо-моторные навыки, формируем готовность к обучению в школе. Развиваем способность к замещению, воображению (в игре, рисовании, речи).
Развивающая среда
Важным условием коррекционной работы является создание специальной развивающей среды для детей дома, на занятиях, в свободной игровой деятельности. Из-за сниженной мотивации к обучению, игры для таких детей должны быть красочные, разнообразные и доступные для их понимания:
дидактические игры на формирование сенсорных эталонов,
игры на формирование предметно – игровой деятельности,
дидактические печатно-настольные игры,
театрализованные игры,
сюжетно-ролевые игры,
игры направленные на ознакомление с пространственными и качественными свойствами и признаками объектов,
игры и упражнения на решение наглядно-действенных задач в условиях созданных проблемных ситуациях.
Коллегам, работающим с такими детками желаю удачи в работе, творческих успехов и достижений в их нелегком труде. Учитель – дефектолог Т. Л. Полтаржицкая.