Алина Братчина
Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
За последние несколько лет во всех регионах России значительно возросла рождаемость, а соответственно и увеличилось число детей, поступающих в ДОУ.
Многие родители с тревогой ожидают момента поступления ребенка в детский сад. Они беспокоятся за своего малыша, переживают за то, как он привыкнет к незнакомому помещению, к новым требованиям. Не принесет ли это стресс малышу? Конечно, любое привыкание успешно, когда оно происходит постепенно, мягко. И группа кратковременного пребывания выполняет в полной мере эти условия.
Итак, группа кратковременного пребывания – это форма работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время существует огромный спрос на адаптационные группы кратковременного пребывания для детей преддошкольного возраста. Это связано, во-первых, с увеличением значимости дошкольного образования в глазах родителей, признанием ценности дошкольного периода детства, и, во-вторых, пониманием родителями важности успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Кратковременный, но в тоже время систематический режим пребывания в детском саду позволяет сделать услуги дошкольного образования доступными для населения, организовать успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада и создать благоприятные условия для социализации дошкольника.
Адаптационная группа кратковременного пребывания функционирует в МБДОУ ЦРР д/с № 88 города Белгорода с 2008 года. Группу посещают дети 1,5 – 3 лет.
Одной из главных задач функционирования этой группы, помимо содействия всестороннему развитию детей раннего возраста, их социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения, является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
В условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ близкое сотрудничество с семьей является решающим фактором. Так как известно, что семейное воспитание оптимально для маленького ребенка, потому что любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка, его хорошего эмоционального самочувствия. Тем не менее, не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все находят нужные педагогические воздействия. Очень часто взрослые просто не умеют или не считают нужным играть с детьми или придумать какую-либо совместную деятельность. В рамках адаптационной группы кратковременного пребывания педагоги имеют возможность помочь семьям с маленькими детьми.
Модель адаптационной группы кратковременного пребывания рассчитана на совместную работу родителей с детьми и педагога. Каждый малыш чувствует себя комфортно, если рядом с ним будет мама. А работа в группе спланирована так, что родители детей - это активные участники образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели.
Родители, присутствуя с ребенком в группе, выполняя с ним задания, участвуя в совместных играх, лучше узнают своего малыша. У них есть возможность увидеть, понять, в чем их ребенок успешен и какие у него есть трудности. Кроме того родители, наблюдая работу педагога с детьми, и сами обучаются формам разностороннего общения и взаимодействия со своими малышами.
В работе педагога-психолога в группе кратковременного пребывания предполагаются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, расширения и закрепления представлений детей об окружающем мире. Положительным является то, что в условиях функционирования группы родителям предоставляется возможность непосредственно общаться с педагогом-психологом, получать необходимую им информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. Кроме того, в группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. И родители получают возможность практически освоить наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, применяя рекомендации специалиста, они обмениваются собственным педагогическим опытом.
Родителям оказывается помощь и в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка; предлагается методическая и детская художественная литература из библиотеки ДОУ.
Полноценное развитие ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют, занимаются и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации, советы, консультации профессиональных педагогов.
Таким образом, родители, посещая группу кратковременного пребывания, взаимодействуя между собой и с опытными педагогами, получают возможность познать своего ребенка, получить определенные знания и умения необходимые для успешного воспитания своего малыша.
Приведем пример некоторых игр, используемых педагогом-психологом на занятиях в группе кратковременного пребывания
Игры с манкой Материал: поднос с манкой (1-2 стакан)
Описание работы: Поставьте на поднос с манкой руку ребенка, обведите его руку пальцем или кисточкой. После, уберите ручку и посмотрите, что получилось ладошка. Потом положите на поднос манкой свою руку и вместе с ребенком попытайтесь обвести руку взрослого. Сделайте акцент на том, что ладошка ребенка – маленькая,я а у взрослого – большая.
Кормим курочку и цыплят
Материал: в тарелочках перемешанная фасоль с горохом
Описание работы: детям и родителям предлагается покормить маму-курицу и ее цыплят. Только курочка кушает только фасоль, а ее маленькие детки – горошек. Нужно рассортировать фасоль и горох, и разложить по разным тарелочкам.
Рисование на манке
Сказка Материалы: поднос синего цвета (можно одноразовые тарелки, манка, трубочка.
Раз-два-три,
сказку маме покажи!
Наступило утро. И наше солнышко проснулось, и каждым своим лучиком потянулось и сделало зарядку (рисуем пальчиком на тарелочке круг и лучики). Но вот подул сильный-сильный ветер (дуем на манку через трубочку, и наше солнышко спряталось (разровнять манку) за большую тучу (рисуем пальчиком тучу). И тут из тучки закапал дождик, сначала маленький: Кап-кап-кап (рисуем на манке капельки, а потом все сильнее и сильнее (капелек все больше и больше). И на дорожке (рисуем дорожку) появилась большая лужа (рисуем лужу). Но вот дождик закончился, и все зверята выбежали гулять: (одним пальцем) прыгают зайчики, (тремя) бежит собачка, (кулаком)- мишка, (ребром ладони)- ползет змея. Весело было зверятам, и солнышко так захотело посмотреть, кто же там, так смеется. И оно вышло из-за тучки (рисуем солнышко) и каждым свои лучиком стало улыбаться (рисуем лучики).
Вот и сказке конец,
И кто ее делал молодец!
Игры с пуговицами и крышками
1. «Цветные полянки»Материалы: разноцветные пуговицы или крышки, цветной картон.
Описание работы: в волшебном лесу есть несколько разноцветных полянок, на которых должны жить соответствующего цвета пуговички (крышки). Необходимо расселить пуговички или на свои полянки.
2. «Накорми птенца» Материалы: разноцветные пуговицы или крышки, разноцветные стаканы
Описание работы: Предложите детям покормить «птичку» (стакан). Потом «зернышки» должны быть такого же цвета, как и сама птичка. (малыши кладут крышки в стаканы соответствующего цвета).