Папки-передвижки

Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Елена Козырева
Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Автор: Е. В. Козырева, воспитатель ГКУ «Севский детский дом»

Публикация «Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в ней реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром, это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки хранения и передачи информации [5].

Нарушение связной монологической речи представляет особую проблему, затрудняет овладение умениями и навыками детей старшего дошкольного возраста, способствуя дезадаптации в коллективе сверстников, так как детям с нарушением интеллекта сложно выделить главный смысл рассказа собеседника, строить собственное развернутое высказывание, подбирать необходимый речевой материал для логического и последовательного сообщения.

Овладение речью у детей протекает медленно, это происходит из-за недоразвития их слухового и речедвигательного анализаторов [1].

При этом речевое развитие детей с нарушением интеллекта выражается не только в запаздывание речи, но и имеет ряд особенностей [5] :

– у детей с нарушением интеллекта отсутствует целостность высказывания;

– нет логичности;

–у старших дошкольников нет четкой последовательности описания предмета;

нарушена монологическая речь.

Дети с нарушением интеллекта отличаются недостаточным умением отражать причинно – следственные отношения между событиями, узким восприятием деятельности, нехваткой речевых средств. У них отмечаются трудности планирования монолога.

Целенаправленное развитие связной монологической речи имеет важнейшее значение в работе с детьми. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми с нарушением интеллекта является сказка. Использование сказки, как средства по развитию связной речи у детей, способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний, развитию монологической речи [2].

«Сказка доступна восприятию ребенка. Она является могучим средством для формирования образности речи, как воспитательное и обучающее средство влияет на ребёнка. В работе со сказкой у детей идет развитие мышления и воображения. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они запоминают гармонию слова, так как сказки оказывают свое большое влияние на речь ребёнка» [3].

Сказка повышает познавательный интерес детей, мотивацию к учебной деятельности, а также побуждает детей анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы [4].

В целом детская художественная литература является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта, так как развитие связной речи осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких сказок с простым сюжетом, хорошо знакомых детям («Колобок», «Теремок», «Репка»). Так же для развития связной монологической речи детей с нарушением интеллекта необходимо использовать дидактический материал (мнемоквадраты; мнемотаблицы; сюжетные картинки, который позволяет делать обучение интересным и занимательным, поможет сформировать:

- стройность и целостность рассказа :

- последовательность рассказа;

- логичность рассказа.

Использовать дидактический материал можно в различных видах деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по развитию связной речи, в самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе с детьми, также можно использовать при проведении дидактических игр («Расскажи сказку по картинке», «Собери сказку», «Узнай сказку», «Перекодировка», и т. д).

Таким образом, использование сказки в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний, развитию монологической речи и формирует навыки правильного пользования языковыми средствами [2].

Литература:

1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / Аксенова А. К. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 320 с. – [Текст] / непосредственный.

2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

3. Гринина, Е. А. Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. А. Гринина, Т. Т. Щелина: «Молодой ученый», 2015

4. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Москва : Просвещение, 2011 – 268 с. – ISBN 978-5-09-025960-6. – [Текст] / непосредственный.

5. Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, Е. В. Митенкова. – Молодой ученый. – 2016.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Опубликовано: 9 марта 2024 в 16:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козырева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД