Елена Козырева
Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Автор: Е. В. Козырева, воспитатель ГКУ «Севский детский дом»
Публикация «Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в ней реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром, это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки хранения и передачи информации [5].
Нарушение связной монологической речи представляет особую проблему, затрудняет овладение умениями и навыками детей старшего дошкольного возраста, способствуя дезадаптации в коллективе сверстников, так как детям с нарушением интеллекта сложно выделить главный смысл рассказа собеседника, строить собственное развернутое высказывание, подбирать необходимый речевой материал для логического и последовательного сообщения.
Овладение речью у детей протекает медленно, это происходит из-за недоразвития их слухового и речедвигательного анализаторов [1].
При этом речевое развитие детей с нарушением интеллекта выражается не только в запаздывание речи, но и имеет ряд особенностей [5] :
– у детей с нарушением интеллекта отсутствует целостность высказывания;
– нет логичности;
–у старших дошкольников нет четкой последовательности описания предмета;
–нарушена монологическая речь.
Дети с нарушением интеллекта отличаются недостаточным умением отражать причинно – следственные отношения между событиями, узким восприятием деятельности, нехваткой речевых средств. У них отмечаются трудности планирования монолога.
Целенаправленное развитие связной монологической речи имеет важнейшее значение в работе с детьми. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми с нарушением интеллекта является сказка. Использование сказки, как средства по развитию связной речи у детей, способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний, развитию монологической речи [2].
«Сказка доступна восприятию ребенка. Она является могучим средством для формирования образности речи, как воспитательное и обучающее средство влияет на ребёнка. В работе со сказкой у детей идет развитие мышления и воображения. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они запоминают гармонию слова, так как сказки оказывают свое большое влияние на речь ребёнка» [3].
Сказка повышает познавательный интерес детей, мотивацию к учебной деятельности, а также побуждает детей анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы [4].
В целом детская художественная литература является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта, так как развитие связной речи осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких сказок с простым сюжетом, хорошо знакомых детям («Колобок», «Теремок», «Репка»). Так же для развития связной монологической речи детей с нарушением интеллекта необходимо использовать дидактический материал (мнемоквадраты; мнемотаблицы; сюжетные картинки, который позволяет делать обучение интересным и занимательным, поможет сформировать:
- стройность и целостность рассказа :
- последовательность рассказа;
- логичность рассказа.
Использовать дидактический материал можно в различных видах деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по развитию связной речи, в самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе с детьми, также можно использовать при проведении дидактических игр («Расскажи сказку по картинке», «Собери сказку», «Узнай сказку», «Перекодировка», и т. д).
Таким образом, использование сказки в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний, развитию монологической речи и формирует навыки правильного пользования языковыми средствами [2].
Литература:
1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / Аксенова А. К. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 320 с. – [Текст] / непосредственный.
2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
3. Гринина, Е. А. Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. А. Гринина, Т. Т. Щелина: «Молодой ученый», 2015
4. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Москва : Просвещение, 2011 – 268 с. – ISBN 978-5-09-025960-6. – [Текст] / непосредственный.
5. Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, Е. В. Митенкова. – Молодой ученый. – 2016.