Приложение МААМ

Система работы с родителями обучающихся НОО как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Федюнина Юлия
Система работы с родителями обучающихся НОО как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Организация условий для совершенствования системы работы с родителями в ОО в контексте ФГОС.

Задачи:

- Определить роль родительской общественности в жизни ОО в рамках реализации ФГОС;

- Формировать классный коллектив: учитель- обучающиеся-родители ;

- Организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления, развития обучающихся, направленных на повышение качества образования.

Ожидаемые результаты:

Публикация «Система работы с родителями обучающихся НОО как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

• Становление родителей активными участниками и партнерами образовательной деятельности.

• Повышение уровня удовлетворенности результатами образовательной деятельности у обучающихся, родителей и педагогов.

• Повышение качества образования обучающихся, положительная динамика учебных и внеучебных достижений обучающихся.

В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательной деятельности, а значит, полноценными участниками образовательных отношений. Т. е. ФГОС придает направлению работы с родителями принципиально новую значимость - это общественный договор между обучающимися, родителями, обществом и государством.

Тогда перед ОО встают определенные проблемы в данной области:

• Повышение осведомленности родителей в области образовательных проблем.

• Активизация родительской позиции, формирование социального

партнерства с родительской общественностью.

• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Образовательные отношения располагают большими возможностями для развития отношений между учителями, учащимися и их родителями.

Считаю, одной из главных задач видится организация совместной деятельности с родителями по созданию условий для личностного становления, развития обучающихся, направленных на повышение качества образования.

Значимость качественного образования детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к образовательной деятельности и проблемам ребёнка становится вполне естественным и реальным.

Но привлечение родителей в процесс обучения ребёнка зависит от профессиональных качеств учителя, от желания взаимодействовать с родителями.

Установление партнерских отношений с семьей воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов – это является целью системы работы с родителями. А главным связывающим звеном между ОО и родителями является классный руководитель. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос или, поможет найти ответ, обратившись к соответствующим специалистам; любящий их детей такими, какие они есть; готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом. В XXI веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями, но не забывать и традиционные формы работы с ними – это и родительские собрания, и общешкольные конференции, и индивидуальные консультации педагога, и посещение на дому.

Существует ряд традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. К традиционным, как я уже говорила, относятся: - родительские собрания (общешкольные и классные);

- общеклассные и общешкольные конференции;

- индивидуальные консультации педагога.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:

- родительский лекторий

- родительские вечера

- заседания круглого стола

- родительские тренинги

- семинары, практикумы, мастер-классы

- ролевые и деловые игры

- творческие мастерские и другие.

Остановимся на нетрадиционных формах работы с родителями.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ – это интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительский лекторий можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяются с выбором вопросов педагогики и психологии, которые их наиболее волнует. Я анализирую полученную информацию, подбираю с помощью библиотекаря и других специалистов необходимую литературу, в которой можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают к определенному сроку рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЕЧЕРА – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний, обмен опытом, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

2. Друзья моего ребенка. Кто они?

3. Традиции моей семьи

4. «Можно» и «нельзя» в нашей семье

5. День рождения нашей семьи. Празднуем ли мы его и как?

Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое и интересное. Можно такие вечера проводит за чашечкой чая.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя – от этого эффективность тренинга возрастает и, результаты не заставляют себя ждать.

Обычно тренинг включает в себя 5-8 занятий и проводится, как правило, психологом школы.

Успешность обучения, формирование ключевых компетенций зависит от сплоченности детского коллектива, от того, насколько комфортно чувствует себя каждый ученик в своем классном коллективе, с каким настроением он идет в школу.

А основа сплоченности детского коллектива, как и коллектива родителей, закладывается в начальной школе.

Поэтому одной из главных задач является формирование сплоченности детского коллектива (классного коллектива: учитель – обучающиеся - родители). Родители в воспитательной работе являются основными помощниками.

Но чтобы они стали помощниками и оставались ими на протяжении многих лет, нужно уметь работать с ними, находить общий язык, ладить.

Какая же собственная система работы сложилась?

Представлю эффективные приемы работы с родителями, которые осуществляются в моей педагогической деятельности.

Начну с выделения проблемы – в последнее время значительно увеличилось количество родителей, неудовлетворенных результатами обучения своих детей. А потому я выделила определенные факторы, тормозящие взаимодействие родителей с ОО, это:

• Организационные факторы - общая загруженность.

• Психологические факторы - установки, с которыми родители и педагоги взаимодействуют друг с другом.

• Методические факторы - устойчиво сложившиеся методы и приемы

взаимодействия с родителями.

Для того, чтобы справляться с организационными барьерами, вижу необходимость:

• Ставить небольшие конкретные задачи (например, в разговоре с родителями выделить одну проблемную ситуацию и обсуждать только ее).

• Использовать интернет-ресурсы.

• Заранее предусмотреть время на работу с родителями при планировании.

Как справляться с психологическими барьерами?

Со стороны педагогов:

Анализировать собственное отношение к родителям и занимать более

конструктивную позицию;

Выявлять положительные черты у родителей, с которыми мы работаем.

Со стороны родителей:

Доверять школе.

Важнейшее условие в налаживании партнёрских отношений с родителями – консультации как индивидуальные, так и групповые. Традиционно проводятся открытые уроки-консультации, где родители знакомятся с методикой преподавания, с содержанием учебных дисциплин, наблюдают за работой своих детей, видят их достижения, а это заставляет родителей ещё больше интересоваться делами детей.

Участие родителей в образовательной деятельности школы существенно усиливает учебную мотивацию детей.

В своей практике я использую различные способы привлечения родителей к организации урочной и внеурочной деятельности:

изготовление дидактических пособий;

разработка семейных проектов;

организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч

Большие возможности для совместного творчества имеются у проектной деятельности. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов.

Огромную неоценимую помощь оказывают мне родители в подготовке детей для участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Чтобы дети показали высокие результаты в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах родители сами должны иметь высокие познавательные интересы. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. А результат такой работы говорит сам за себя.

Считаю, что для становления ученика как субъекта образования у учащихся должно формироваться умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а для решения этой задачи

я использую технологию оценивания достижений учащихся «Портфолио».

Необходимо заинтересовывать и активизировать участие родителей в этом виде деятельности.

Одним из главных показателей деятельности общеобразовательной организации являются результаты учащихся, полученные при проведении ВПР (Всероссийских проверочных работ).

Одной из задач является привлечение родителей к активным действиям при подготовке детей к ВПР. Во многих школах это сводится к тому, что проводятся родительские собрания, на которых родителям объясняется, что такое ВПР, раздаются памятки и все.

Я на этом не останавливаюсь. В данный процесс подключаю родителей. Для родителей, согласно плану работы классных руководителей, организуются выступления на родительских собраниях.

Такая информация, как «Психологическая поддержка ребенка» (советы, «Как помочь своему ребенку подготовиться к ВПР?» (советы, «Как вести себя с тревожным ребенком» (советы психолога, призвана помочь родителям лучше понять своего ребенка и правильно организовать его деятельность в период подготовки к ВПР.

Для отслеживания результатов по подготовке к ВПР на каждого ученика, заведены индивидуальные папки. В них вложены карты поэлементного анализа с результатами по каждому тематическому тестированию, результаты контрольных работ, результаты зачетов по теоретическим знаниям. Родители, открывая папку (Приложение – фото, слайды) своего ребенка, видят полную картину успеваемости и пробелы по темам. Совместно с родителями дети дома готовят индивидуальные тесты, которые затем учитель использует в своей работе. На родительских собраниях родители делятся друг с другом приобретенной дополнительной литературой для подготовки к ВПР. Задолго до проведения ВПР у детей имеется достаточный объем дополнительной литературы, чтобы качественно подготовиться к данному виду контроля. И в этом, еще раз подчеркиваю, немаловажную роль играют родители.

По итогам мониторинга системы образования (ВПР, 4 класс) обучающимися продемонстрированы высокие результаты освоения образовательной программы НОО, которые превысили не только показатели муниципального уровня, но и Всероссийского.

Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».

Взаимодействие детей и родителей в образовательной деятельности можно назвать партнёрством между ОО и родителями. Но как построить партнёрские отношения между учителем и родителями?

Залогом успешной работы учителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношения с ними должны быть построены на доверии.

Основа сотрудничества с родителями – контакт и доверие

Предлагаю обратить внимание следующие факторы, влияющие на успех взаимодействия учителя и родителей:

информирование родителей о стратегии деятельности ОО по отдельным вопросам;

взаимодействие с родительским комитетом класса,

нестандартная форма проведения родительского собрания,

Создание системы анкетирования родителей;

Использование интерактивных форм работы.

Но главное условие – взаимная тактичность взрослых (родителей и учителей) по отношению друг к другу и единство требований, предъявляемых к образовательной деятельности ребёнка.

Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения, а поэтому формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Я в свою воспитательную систему включила использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

• Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

• Организация диагностической работы по изучению семей.

• Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

• Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

Хочу подробно остановиться на подходах к реализации одного известного метода – анкетирования.

Предлагаю рассмотреть возможные темы анкетирования родителей, которые направлены на:

Выяснение ожиданий родителей в начале нового периода развития ребенка.

Выяснение уровня осведомленности родителей по той или иной психолого-педагогической проблеме.

Выяснение позиции родителей по тому или иному вопросу.

В течение четырех лет совместной работы с родителями и детьми помимо традиционных собраний используются следующие, на мой взгляд, новые формы общения:

• Пресс – конференция с родителями.

• Дни открытых дверей.

• Родительские клубы (в том числе семейные читательские клубы) с привлечением учителей-предметников

• Родительские практикумы

• Семейные праздники

• Детско-родительские мероприятия

• Родительские кафе

А выбор задачи определяет форму и периодичность проведения того или иного мероприятия.

• Если я хочу, чтобы родители поняли/узнали – лектории

• Если хочу, чтобы родители научились - клубы, практикумы …

• Ну а чтобы родители приобрели новый опыт – организуем семейные

праздники, детско-родительские мероприятия ….

Что касается эффективных, на мой взгляд, приемов взаимодействия с родителями, то могу предложить:

Формулировка общих целей

Использование позиции «МЫ»

Постановка родителя в позицию «эксперта»

Определение сильных сторон ребенка

Избегать осуждения и критики, особенно, если родители сами готовы анализировать и менять свое поведение

Описание проблемы ребенка через поведение, без обобщений.

Заключение

За период своей работы я, конечно, добилась определенных успехов в общении и работе с родителями. Но это не означает, что я полностью избавились от общих для педагогов ошибок во взаимодействии с родителями. Для осуществления плодотворного сотрудничества с родителями, я стараюсь выделять и объяснять себе все недостатки взаимоотношений с родителями и стараюсь преодолеть их.

Может я и не сделала никаких педагогических открытий, но сложившаяся система отношений позволяет мне добиться главного - родители, дети, учителя объединились в школе, руководимые общим интересом. Главными результатами такого тесного сотрудничества с родителями является повышение качества образования обучающихся, обеспечение его индивидуальной образовательной траектории развития, повышение уровня доверия родителей к образовательной организации.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с родителями обучающихся НОО как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 14:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с родителями обучающихся НОО как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Федюнина Юлия (УИ 1627647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД