Рубцова Ольга
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». К. Д. Ушинский
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В процессе продуктивной деятельности затронута работа всех органов ощущения и восприятия. Важен фактор эмоциональной реакции на ту или иную деятельность, в которую погружается воспитанник. Заинтересовать дошкольника задача непростая, так как к незнакомым процессам интегрирования он отнесется с недоверием. Поэтому важно показать конечный результат, сделанный вашими руками.
Продуктивные виды деятельности - это деятельность в которой ребенок, моделируя предметы окружающего мира приходит к созданию реального продукта как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. Продуктивная деятельность : рисование, аппликация, лепка, конструирование из бумаги, создание макетов из природного и бросового материала, создание разного рода поделок, конструирование из строительного материала и конструкторов.
Основной целью деятельности является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Основными задачами являются подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений; совершенствовать и углублять изобразительные навыки; обучать приемам нетрадиционной техники с использованием различных материалов; способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, используя в работе различные техники; формировать эстетическое отношение к окружающему; развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие; воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Методы работы педагога в формировании творческих способностей через продуктивные виды деятельности : формирование игровой мотивации, наглядный, словесный, практический, репродуктивный. На практике это выглядит так: например провожу беседу "Деревья осенью. Явление листопад", рассматриваем иллюстрации, наблюдаем на прогулке, и как результат создание продукта : рисуем, лепим, делаем аппликацию.
Использую нетрадиционные техники рисования: в младшей группе рисование полусухой кистью, рисование пальчиком, рисование ладошкой, рисование ватной палочкой, оттиск пробкой. В средней группе: оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная. В старшем дошкольном возрасте монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой, набрызг, фломастеры, кляксография трубочкой, рисование нитками, рисование солью, песком, манкой.
Виды нетрадиционной аппликации: объемная, обрывная, квиллинг, модульная аппликация (мозаика, оригами, из крупы, из ткани.
Виды нетрадиционной лепки: отпечатывание, модульная, процрапывание, на каркасе, из колец (жгутики) конструктивная, пластилинография, тестография.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста : хохлома, гжель, городецкая роспись, дымковская роспись.
Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора, бумаги, картона, шишек и других материалов.
Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием: развитие мелкой моторики; знакомство с формой и текстурой предметов на практике; развитие фантазии и воображения; обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.); выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи; стимуляция образного и логического мышления. Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формированию моральных качеств личности: как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктивных видах деятельности и развиваясь в общении с окружающим он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография.
3. Доронова Т. Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.
4. Дошкольное воспитание. -№11.- С. 29 -39.
5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М. : РАО, 2000.- 197 с.
6. Короткова Н. Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста
7. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.
8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.