вера прохорова
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется преобразованиями, связанными с изменением содержания образовательного процесса, что нашло отражение в таком документе, как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В этом документе определены содержание образовательных областей и целевые ориентиры, которые должны стать результатом образовательной деятельности любого детского сада страны. Среди них выделяется такой ориентир, как ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделить звуки в словах, у ребенка складываются предпосылка грамотности.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Механизмом реализации данного умения становится владение детьми дошкольного возраста умениями связной речи : диалогическими и монологическими.
В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умений строить разные типы высказывания, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Одним из основных методов развития связной речи мы определили моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостные представления о предмете, явлении.
А в развитии связной речи детей подготовительной группы на первый план выступает формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Одним из основных методов развития связной речи мы определим моделирование, помогающее объяснить структуру и составить целостное представление о предмете, явлении.
Цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.
Задачи:
1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
2. Создавать условия практического овладения нормами речи.
3. Развивать речевое творчество.
4. Воспитывать культуру общения.
В начале работы было проведено обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
Критериями обследования являются: содержательность высказывания детей, степень самостоятельности при выполнении заданий по развитию речи, их точность. Диагностика речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой проводится либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми. Среди всех компонентов развития речи хуже у наших детей развита связная речь.
На основе полученных данных обследования, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи, представленные на экране:
1. Работа с готовыми дидактическими текстами.
2. Составление детьми связных высказываний, предполагающий использование моделирования.
3. Составление творческих связных высказываний.
На первом этапе работы с детьми мы читаем специальные дидактические повествовательные тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа. То же самое при описательном рассказе, например, игрушки в соответствии с моделью Ткаченко. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного и описательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные.
Кроме моделирования использовали и другие методы
Давали план рассказа, который помогал детям составить рассказ, сказку. Если ребёнок при составлении рассказа отходил от нашего плана, другие дети его поправляли. Если ребёнок затруднялся в самостоятельном составлении описания, мы задавали уточняющие вопросы. Например, при описании картины, мы спросили: «Во что одета девочка? Почему она так одета? А как ты думаешь, что она делает? и другие»
Так же широко использовали прием совместного рассказывания. При составлении письма зайца к своему другу, составление новой сказки и в других случаях, дети поочередно высказывали предложения и совместными усилиями составляли рассказ, сказку.
Параллельно использовался прием: продолжение рассказа другим ребенком. Например, задания составить рассказ по серии сюжетных картинок. Три пары детей сначала выкладывают серию, совещаясь, затем, рассказывают по ней. Остальные ребята выбирают понравившийся рассказ, отмечая четкость композиции, содержательность, средства выразительности.
Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми. Мы закрепляли умение детей составлять рассказы разных типов, используя для этого модели. Так при описании транспорта мы предложили детям схему – описание, подсказывающую построение описания объекта. Когда мы объяснили лишь одну описательную схему транспорта, дети стали при составлении собственных рассказов об игрушке, одежде, животных использовать схемы описания данных объектов.
Использование схем, моделей, повышает самостоятельность детей при составлении рассказов. Так, например, замечено, что Ира К., которая раньше не могла составить рассказ без помощи плана взрослого, после этих занятий, пользуясь схемой, стала сама составлять рассказ. Антон П. при составлении описательного рассказа Женей О. заметил, что она забыла сказать о материале, из которого изготовлена посуда, пользуясь схемой описания посуды. То есть работа по использованию схем-моделей продолжалась
На третьем этапе дети упражняются в составлении рассказов. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.
Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.
Перед праздниками (День учителя и тд.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.
В процессе работы были созданы самодельные книжки.
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.
Анализируя результаты повторного обследования по методике О. С. Ушаковой видна положительная динамика каждого раздела. Причём наибольшие изменения наблюдаются в следующих компонентах речевого развития : лексика (словарь детей) и связная речь.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* увеличение словарного запаса детей
* содержательность, связность детских рассказов
*увеличение самостоятельности детей при составлении рассказов, описаний, сказок.
То есть использование метода моделирования влияет на развитие связной речи детей.